"Крематорий" - одна из самых известных групп в российском рок-н-ролле. Основанная в 1983 году, она по сей день остается любимой уже несколькими поколениями слушателей.
Стоит лишь побывать на выступлении этого коллектива , как становится понятно, почему концерты моментально переходят в разряд аншлаговых , альбомы сметаются с прилавков, а майки с крематорской символикой исчезают в гардеробах поклонников.
Несмотря на то, что "Крематорий" - культовая группа, это не застывший на пьедестале монстр, а абсолютно живой организм, состоящий из очень талантливых музыкантов. Он по праву считается одним из лучших концертных коллективов в стране, поскольку это образец настоящего , удивительно живого энергичного рок-н-ролла.
Мало кто может похвастать таким количеством хитов. Своеобразие мелодий и текстов, уникальное сразу узнаваемое звучание, широкий жанровый диапазон, нестандартные композиционные решения, профессионализм участников позволили "Крематорию" стать образцом многолетнего творческого успеха.
Название...
Возможно, своей таинственностью "Крематорий" обязан именно названию. Возникшее когда-то в пику тоталитарному режиму, оно рассматривалось официальной властью как некое экстремистское клеймо. Однако на сегодняшний день воспринимается уже не столь однозначно - наоборот, легко ассоциируется с сюрреалистическими и глубоко лиричными песнями последних лет.
Версий его появления существует несколько.
По одной из них "Крематорий" во всем великолепии своего пафоса возник из заглавной песни дебютного альбома.
Вторая версия повествует о том, что предложенный кем-то из музыкантов "Катарсис" (по Аристотелю очищение души посредством огня и музыки) не подошел. Существовал одноименный альбом Чеслава Немена и повторяться не имело смысла. К тому же с точки зрения музыкантов такое название было созвучно слову "сифилис". Пришлось подыскать нечто похожее. "Крематорий", как и "катарсис", включал огонь, а музыка уже была в альбоме.
По третьей версии название появилось спонтанно как отражение литературных вкусо музыкантов, увлеченных в том время Эдгаром По, Ивлином Во, Михаилом Булгаковым, Данте, Кафкой и другими мрачными гениями.
На создание марки претендуют многие друзья и знакомые той поры. Так один из них рассказывает, как набрав наугад телефонный номер, услышал в трубке "крематорий слушает" и понял, что это судьба.
Жанр...
Творческий путь "Крематория" начинался когда-то с произведений, весьма отличных от сегодняшнего репертуара. Однако уже тогда вырисовывался жанр, который впоследствии Родион Щедрин окрестил вальс-роком. В песнях присутствуют нестандартные для рок-н-ролла мотивы - баллады, вальсы, элементы фолка. Они очевидны в таких вещах, как "Себастия", "Адольф", "Безобразная Эльза", "Сексуальная кошка", "Америка", "Газы".
Раньше героями песен становились наиболее колоритные фигуры из ближайшего окружения музыкантов. Григорян не приукрашивал своих персонажей - какими были, такими и остались в веках. Неудивительно, что в этом паноптикуме сквозь алкогольные безобразия Эльзы и Хабибулина проступают черты немного сумасшедшего поколения хиппи 80-х. Но по мере взросления времени на друзей и подружек оставалось все меньше и , начиная с 1989-го года, персонажи песен становятся более загадочными и сюрреалистическими: Зомби, Калигула, Твари и т.д.
Но не только это предопределило столь узнаваемый сегодня стиль. "Вальс-рок" во многом обязан скрипке, которая во времена расцвета андеграунда была довольно смелым экспериментов для рок-группы. Она и по сей день в некоторых вещах звучит неожиданно и весьма оригинально смотрится в руках скрипача, когда он играет на ней, как на гитаре. К тому же ее удивительно тонкий нежный звук органично вливается в лирику "Крематория", делая образы любимых песен еще более объемными.
Уникальность "Крематория" еще и в том, что он не эксплуатирует одну и ту же концертную программу. Каждое выступление неповторимо, полно импровизации и магической силы, которую можно ощутить, только находясь в зрительном зале.
История...
"Крематорий" возник стихийно в 1983-м году и вплоть до 1987-го года был почти акустическим коллективом. Выступать приходилось в основном на квартирах - других возможностей у групп так называемого андеграунда не было. Первые два альбома, записанные на студии театра им.Маяковского, отличались весьма своеобразным звучанием, поскольку в них помимо привычных инструментов использовались пустые бутылки из-под портвейна и расческа в качестве губной гармоники. Однако именно тогда родились песни, которые входят в репертуар группы и поныне - "Крематорий" "Маленькая девочка", "Крылатые слоны", "Аутсайдер", "Таня", "Сексуальная кошка" и другие.
В 1987 году после многочисленных разборок с официальными органами "Крематорий" получил недвусмысленное предложение выступить на фестивале "Надежд" Московской городской рок-лаборатории. В результате группе присудили гран-при фестиваля, но мрачновато-загадочное название пришлось урезать до банального "Крема". Вскоре после этого вышел альбом "Кома", награжденный дипломом журнала "Аврора", как лучший альбом 1988 года. Тогда же появился и клип на песню "Мусорный ветер" - один из первых на советском телевидении. Благодаря ему группа приобрела действительно всенародное признание. Музыканты съездили на Воронежский и Питерский фестивали и 1989 году выпустили виниловую пластинку "Живые и Мертвые" - сборник лучших песен. На последующих альбомах группы вплоть до 1993 года переиграло довольно много сессионных музыкантов, благодаря чему не одна из работ не повторяет другую. Свое десятилетие "Крематорий" отметил выпуском "Двойного альбома", серией концертов в разных уголках страны и ритуальным сожжением Григоряновской шляпы, которая не покидала его голову, аж с 1983 года. Правда, с тех пор в Армена Сергеевича появилась целая коллекция шляп, большую часть из которых ему подарили поклонники.
После этого один за другим выходят три альбома - "Танго на облаке" , "Текиловые сны", "Ботаника", объединенные общей идеей музыкально-поэтического путешествия по всем доступным человечеству измерениям. В это же время, опустошив ящики рабочего стола, Григорян и компания выпускают еще два диска "Микронезия" и "Гигантомания", включив туда песни, по тем или иным причинам не нашедшие применения в предыдущие годы.
Одновременно с этим выходит полная версия СD-коллекции из 15 альбомов с двенадцатистраничными буклетами. Кроме того, у группы появляется свой сайт в интернете crematorium.ru. Здесь можно найти расписание концертов, рецензии на них, пообщаться с музыкантами и поклонниками группы и вступить во Всемирное Общество Друзей Кремации, членами которого являются такие уважаемые почтенные люди, как писатель Александр Житинский, рок-поэтесса Маргарита Пушкина и герой одной из самых знаменитых крематорских песен - Хабибулин.
Невзирая на августовский кризис 1998 года именно в это время выходит CD-ROM "Между небом и землей" - творческий отчет "Крематория" за пятнадцатилетнюю историю существования. На диске можно найти не только все 15 альбомов, но и полную историю группы, фото архив из нескольких сотен фотографий, клипы, видеозаписи и отрывок из фильма "Гончие псы" ("Тацу"), в котором снились все музыканты "Крематория".
В 1998 году свет увидел сборник из трех CD, куда вошли лучшие песни за период с 1983 года по 1998 год.
2000 год оказался очень плодотворным для группы "Крематорий". В этом году вышло сразу два альбома группы: "Три источника" и "Фан-Том".
"Фан-Том" - это сборник песен, который был составлен по результатам голосования членов "Всемирного Общества Друзей Кремации" на официальном сайте группы.
"Три источника" - очередной номерной альбом группы, который писался в перерывах между гастролями в течении трех лет. На альбоме нет ни одного вальса, что для прежнего "Крематория" совершенно не характерно. Альбом состоит из двенадцати песен. Наряду с традиционным своеобразием мелодий и текстов, композиции отличает широкий жанровый диапазон и нестандартные музыкальные решения.
Альбом оказался рекордным, как по времени записи, так и по количеству приглашенных артистов. В записи принимали участие Сергей Троицкий "Паук" из "Коррозии металла", Сергей Воронов из "Кроссроудз", лидер "СерьГи" - Сергей Галанин, Сергей Чиграков ("Чиж") без компании, Сергей Крылов, Кирилл Немоляев. На альбоме можно услышать еще массу интересного.
В 2001 году свет увидел альбом - раритет "Реквием для всадника без головы". Почти все песни, представленные на этом альбоме были написаны Арменом Григорянов в 1977-1981 годах и исполнялись на англо-марсианском языке группой "Атмосферное давление". Вместе с Григоряном (бас-гитара) в "Атмосферке" играли гитарист Евгений Хомяков и барабанщик Александр Севастьянов. В 1982 году группа распалась и на ее руинах через год возник "Крематорий" надолго похоронивший "Атмосферный" тяжеляк. Спустя 20 лет вечно молодой Хомяков восстановил часть того музыкального материала, а у Григоряна, к счастью, сохранились русские варианты текстов. Песни были частично отредактированы, а музыканты группы "Крематорий" при работе над альбом пытались максимально сохранить дух того времени. Отдавая дань прошлому, "Крематорий" счет вполне уместным издать "Реквием для всадника без головы" на рубеже веков.
Несмотря на то, что абсолютное большинство песен было написано в конце 70-х годов представляли хард и панк, в новой обработке материал интересен самобытной стилистикой и оригинальными аранжировками.
Кроме того, определенный интерес представляет участие выдающихся джазовых исполнителей: Валентины Пономаревой, Сергея Манукяна, Виктора Осипова, вокалисток группы "Лига блюза". Это придало музыке свежесть и необыкновенное звучание.
В 2000 - 2001 году группа много и успешно гастролирует. Проходят аншлаговые концерты в Нью-Иорке, Чикаго, Сан-Франциско и городах Израиля.
В апреле 2001 года группу покидает Андрей Мурашов и его место занимает молодой талантливый гитарист Дмитрий Терентьев.
Летом 2001 года группа приступает к записи нового альбома "Мифология", который был закончен в марте 2002 года и в мае 2002 года планируется его выход в свет.
Участники...
Григорян Армен Сергеевич: крыса, стрелец. Будучи подростком очень любил футбол и играл в школьной команде, которая трижды становилась чемпионом Ленинградского района на приз Кожаный мяч. Разумеется, мечтал стать футболистом, однако в 1973 году из одноклассников сколотил свою первую группу "Черные пятна", которая спустя несколько лет переросла в "Атмосферное давление", а затем в "Крематорий". Закончил Московский авиационный институт и несколько лет работал по специальности . Его мистический образ не то ангела, не то дьявола в черной шляпе и затемненных очках стал визитной карточкой группы. Автор почти всех песен "Крематория". Не женат, имеет троих детей.
Терентьев Дмитрий Александрович: (в группе с мая 2001) змея, рыбы. В детстве мечтал быть жокеем. Работал преподавателем музыки в музыкальной школе, занимался переводом статей , работал сессионным музыкантом. Закончил институт искусств в Москве. С 2001 года - "Крематорий" . В составе группы записал: "Мифология" - 2002 год. Не женат.
Сараев Андрей Валентинович (в группе с 1988 года): крыса, весы. В детстве охотно играл в хоккей, но после того, как шайба пару раз попала ему в лоб , увлекся музыкой. Упражняясь в школьном ансамбле на трех пионерских барабанах и крышке от кастрюли, мечтал стать пожарником. Однако после окончания института гражданской авиации поступил в джазовую студию "Замоскворечье", после чего - сразу на третий курс Гнесинского училища. Диплом с отличием позволил ему стать учителем музыки в одном из московских профтехучилищ. После этого - "Крематорий". Настоящий московский интеллигент с соответствующей биографией. В составе группы записал : "Клубника со льдом", "Живые и Мертвые", "Зомби", "Двойной альбом", "Танго на облаке", "Текиловые сны", "Ботаника", "Микронезия", "Гигантомания", "Три источника", "Реквием для всадника без головы", "Мифология". Женат, воспитывает двоих детей и собаку колли.
Бухаров Вячеслав Геннадьевич (в группе с 1994 года): бык, близнец. Восемь лет музыкальной школы принесли не только высокий уровень владения инструментом, но и разочарование в сверстниках. Одна скрипочка была в сердцах сломана о дерево, другая "забыта" в трамвае. В детстве мечтал стать моряком и благополучно осуществил свою мечту в армии. Отслужив 3 года, поступил в Воронежский институт искусств на театральное отделение, после чего работал в театре Балтийской Флота и Русском драматическом театре города Рига. Приехал в Москву на съемки фильма "Тацу" и на долго застрял в "Крематории" в качестве скрипача. Мультиинструменталист - играет на скрипке, клавишах, гитаре. Скрипка в его руках - не просто инструмент. Это атмосфера того мира, в котором существуют все реальные и нереальные герои крематорского эпоса. Участвовал в записи альбомов: "Танго на облаке", "Текиловые сны", "Микронезия", "Гигантомания", "Ботаника", "Три источника", "Реквием для всадника без головы", "Мифология". Не женат, имеет сына.
Третьяков Сергей Анатольевич (в группе с 1988 года):крыса, дева. В детстве увлекался ездой на мопедах и мечтал стать космонавтом, однако регулярно посещал занятия музыкой в Свердловском доме пионеров. Затем - музыкальное училище, работа в ансамбле и духовом оркестре. В армии заочно поступил на 4-ый курс Московского университета искусств (отделение аранжировки). Затем - работа по ресторанам и на заводе в качестве охранника и руководителя самодеятельности. После этого - "Крематорий". При его участи записаны альбомы : "Клубника со льдом", "Живые и Мертвые", "Зомби", "Двойной альбом", "Танго на облаке", "Текиловые сны", "Ботаника", "Микронезия", "Гигантомания", "Три источника", "Реквием для всадника без головы". Не женат, имеет сына.