Детство и юношеские годы

Майк (Михаил) Науменко родился 18 апреля 1955 года в Ленинграде. Родители Майка были коренными ленинградцами, отец - преподаватель технического вуза; мать - библиотечный работник. Главой семьи, главным воспитателем, да и авторитетом Майка была бабушка. Бабушка была культурным и очень образованным человеком, а главное - она любила детей, понимала их и всегда находила с ними общий язык. Майк очень рано научился читать, в 5 лет. В детском саду, куда он стал ходить в 6 лет, он был по поручению воспитательницы постоянным чтецом.
Майк учился в школе с усиленным изучением английского языка, поэтому после окончания школы Майк знал английский очень хорошо и вполне мог бы поступить на филологический факультет университета, однако такого желания не выявил. Углубление и расширение знания языка было у Миши всегда связано с его увлечениями. Он прочитал, перевел, законспектировал такое количество литературы, что был уже авторитетным специалистом по теории и истории рок музыки.
После школы Майк поступил в инженерно - строительный институт. Миша сдал вступительные экзамены вполне успешно, благополучно прошла и зимняя сессия. То есть учебу в институте Майк начал хорошо и спокойно. Ему нравилась студенческая жизнь, менее строгий, чем в школе режим, стипендия. Но учился он просто по инерции, безо всякого интереса. С грехом пополам, с двумя академическими отпусками, под нажимом родителей он протянул четыре курса и бросил институт, когда ему оставалось до окончания всего полтора года.
К музыке лет до пятнадцати Майк был абсолютно равнодушен. Миша в детстве никогда не пел, не участвовал в художественной самодеятельности и вообще терпеть не мог не каких публичных выступлений перед гостями или в школе.
Магнитофон и гитару родители купили Мише к шестнадцателетию, т.е. в 1971 году, когда вся молодежь этим увлекалась. Свою первую гитару, очень недорогую и, вероятно, не очень хорошую, он любил нежно и преданно. Играть на гитаре он учился самостоятельно, хотя, возможно, на первых порах ему помогал кто-то и друзей. Причем здесь Майк проявил свойственные ему терпение, прилежание и настойчивость. Он долго не знал нотной грамоты, но всегда отказывался пойти в музыкальную школу. Майк почему-то считал это совершенно ненужным и даже вредным.

Первые музыкальные опыты

Рок-музыкой Майк Науменко стал интересоваться будучи школьником, приблизительно в 1970 году
Но если все тогда поголовно слушали "The Beatles" ("Битлз") ,Майк предпочитал слушать ритм-энд-блюз группы "Rolling Stones" (Роллинг Стоунз), а также фолк-рок Боба Дилан и Марка Болана, музыку Jefferson Airplane. Кроме этого, Майк собирал западные статьи про T.Rex, Doors, D. Bowie. Под их влиянием Майк и начал сочинять песни на английском языке и пробовал играть с различными составами. Но эти песни Майка так и не были исполнены со сцены.
Уже тогда, в школе, Майк Науменко чётко определил стиль своего творчества в роке. Это так называемый "прямой рок", в котором самое большое внимание уделяется текстам.
О первых опытах Науменко в роке известно совсем немного. Он попробовал себя в качестве музыканта во многих составах. Наиболее известный среди них - "Союз любителей Музыки Рок" Владимира Козлова. В составе этой группы Майк играл на бас-гитаре в начале 1977 года.

Первые самостоятельные шаги в рок-музыке.

Знакомство с Б. Г. и "Аквариумом", совместное творчество.

Весной 1976 (1977-?) года Майк знакомится с Борисом Гребенщиковым, Всеволодом Гаккелем и Михаилом Васильевым. Их музыкальные отношения быстро перерастают в дружеские (причём надолго!). Сначала они вместе устраивают сейшены с классическим рок-н-ролльным репертуаром под общим названием "Вокально-инструментальная групировка имени Чака Берри".
Затем Майк периодически сотрудничает с сокращенным составом "Аквариума" (Гребенщиков, Гаккель, Васильев + Майкл Кордюков (перкуссия, эпизодически) в качестве приглашенного электрогитариста. До лета 1978 года они вместе выступают на концертах, проводят мини-фестиваль акустического рока.
В середине 1978 года (лето) Майк и Борис Гребенщиков, при поддержке сокращенного "Аквариума" выпускают совместный акустический альбом "Все братья - сестры" . Песни альбома, такие как "Женщина", "Глава 7", "Ванная комната" , сразу привлекают внимание любителей рок-музыки своей молодёжной лексикой, честностью, и, главное поэтичностью. Интересный факт: альбом был записан под открытым небом на берегу Невы.
В марте 1979 года Майк в составе "Аквариума" выступает на Тартуском фестивале ("Аквариум" был приглашён в Тарту в качестве специального гостя).
Интересен ещё один факт: летом 1979 года Науменко совершает турне по деревням Вологодской области в составе группы "Капитальный ремонт" (что великолепно описано в повести "Незамкнутый круг" гитариста группы "Капитальный ремонт" - Вячеслава Зорина).

1980 год. Первый сольный альбом.

Наконец, в 1980 году в студии Ленинградского Большого Театра Кукол Майк Науменко записывает свой первый сольный акустический альбом "Сладкая N и другие". Из записанных 32 (тридцати двух) песен в альбом вошли только 15 (пятнадцать). В записи участвуют Вячеслав Зорин ("Капитальный ремонт") и Борис Гребенщиков.
Именно эта запись принесла первый (хотя и заочный) успех Майку Науменко. У этого альбома есть ещё одна особенность это был первый настоящий самодельный альбом, ставший по формату и дизайну прототипом всего, что последовало за ним! Изготовленный самодельным способом альбом моментально разошелся по стране. Майка сразу стали называть "ленинградским Бобом Диланом". Сам же Майк считал, что его корни - в рок-н-ролле 50-х, и настойчиво искал музыкантов с желанием исполнять свои песни в "электрическом" варианте.
Такая возможность предоставляется Майку Науменко осенью 1980 года.
Осень 1980 года. Организация группы "Зоопарк".

Осенью 1980 года Майк наконец-то собирает первый состав собственной группы и не без оглядки на "Аквариум" называет её "Зоопарком". Первыми в члены группы были приглашены два музыканта студенческой группы "Прощай, чёрный понедельник" Александр Храбунов (гитара) и Андрей Данилов (барабаны), а затем по рекомендации был приглашен басист Илья Куликов из группы "Маки". В этом составе "Зоопарк" начинает репетировать в ноябре 1980 года.

1981 год. Первые выступления.

В феврале 1981 года "Зоопарк" уже впервые выступает на одной из танцплощадок города в следующем составе:

Михаил (Майк) Науменко - гитара, вокал;
Александр Храбунов - гитара;
Илья Куликов - бас;
Андрей Данилов - ударные.

В этом составе весной 1981 года "Зоопарк" вступает в организованный Ленинградский рок-клуб, а в мае, на заключительном концерте первого сезона работы клуба, показывает собственную программу, целиком состоящую из песен Майка. Стилевая ориентация "Зоопарка" на рок-н-ролл и ритм-энд-блюз, проявившаяся уже тогда, с тех пор не претерпевала изменений.
Выступление "Зоопарка" вызвало бурную, хотя и неоднозначную реакцию публики. Впечатление от группы было настолько неожиданным, что некоторые сгоряча поторопились зачислить "Зоопарк" в ряды панк-рока. Многие молодые слушатели рок-музыки в то время были воспитаны на текстах ленинградских "Россиян" и московской "Машины времени" с их замками, кораблями, космическими катастрофами, поэтому разговорный язык "Зоопарка" в сочетании с плотным рок-н-ролльным звуком и произвёл впечатление новой волны. Но при всём при этом - Майк Науменко многим пришёлся по душе своей естественностью. (Песни многих групп в то время, той же "Машины времени", например, старались нести в себе какую-нибудь определённую философию, мораль. Майку уже тогда удалось этого избежать.)
"Зоопарк" регулярно выступает в Ленинграде, одновременно совершает серию удачных поездок в Москву, став там на некоторое время популярнее "Аквариума", (да и других питерских и даже известных в то время московских групп) несколько раз выступает в сопровождении музыкантов известной московской группы "ДК". Одна из концертных записей послужила основой для "живого" (концертного) альбома "Blues de Moscou" ("Блюэ де Моску" , другой перевод альбома "Московский блюз" ), в который вошли почти все тогдашние хиты.
В том же 1981 году Майк Науменко знакомится с дуэтом "Гарин и Гиперболоиды" (Алексей Рыбин и Виктор Цой), к тому времени уже скрывающимся под названием "Кино" и играет гитарное соло на дебютном акустическом концерте группы "КИНО" в марте 1981 года в Ленинградском рок-клубе.

1982 год. Второй сольный альбом.

В 1982 году Майк Науменко записывает второй сольный альбом под названием "LV" . ("LV".в переводе означает "55". Цифра "55" - год рождения Майка). Материал заметно отличается от предыдущих записей музыкальным разнообразием, пародийной направленостью и изобилует посвящениями питерским музыкантам - "Песня для Свина" (Свин Андрей Панов), "Лето" (песня для В. Цоя), "Гуру из Бобруйска" (пародия на Б.Г.).
В апреле 1982 года в Лениградском рок-клубе проходит электрический дебют группы "Кино", в которой Майк Науменко играет в качестве приглашённого гитариста. Кстати, с 1982 по 1985 года Майк неоднократно в дуэте с Виктором Цоем (позже - втроем с Наилем Кадыровым (гитара) давал несколько квартирных концертов в Ленинграде и Москве).

1983 год. Первый фестиваль Ленинградского рок-клуба.

В 1983 году на студии "АнТроп" - "Зоопарк" записывает свой лучший альбом "Вчера и позавчера... в уездном городе N" (1983). Наиболее известные композиции: "Пригородный блюз", "Дрянь", "Если ты хочешь", несколько необычная для "Зоопарка" заглавная 14-минутная баллада "Странные дни", которую тогда стали называть энциклопедией нашей жизни. А песня "Мажорный рок-н-ролл" становится хитом сезона, попав о официальные списки.
В мае 1983, на Первом фестивале рок-клуба, в составе "Зоопарка" появился пианист и певец Александр Донских, успевший до этого сменить множество групп от "Длинной дистанции", которая в середине 70-х годов блистала на концертах в честь дней рождения участников "The Beatles" ("Битлз") до официозно-филармонической группы "Земляне" .Хотя выступление "Зоопарка" оказалось неровным, и группа не стала лауреатом, сам Майк получил приз за лучшие тексты. К следующей зиме оригинальный состав группы распался.
Илью Куликова призвали в армию, начались поиски басиста. Место Куликова занял Михаил Васильев ("Аквариум"). Закончил институт и уехал в Петропавловск барабанщик Андрей Данилов, пришлось искать замену и ему. В группе появляется ещё один музыкант "Аквариума" - Пётр Трощенков.
"Зоопарк" начинает готовить новую программу.

1984 год. Второй фестиваль Ленинградского рок-клуба.

В марте 1984 года "Зоопарк" (Науменко и Храбунов) впервые появляется на сцене Лениградского рок-клуба в сопровождении ритм-секции "Аквариума": Михаил Васильев (бас) и Петр Трощенков (барабаны).
В мае 1984 года проходят успешные выступления нового состава "Зоопарка" на концерте по случаю трёхлетия Ленинградского рок-клуба (Ленинградский Дворец Молодёжи)
Михаил Васильев (бас), который в ту пору фактически покинул "Аквариум", играет в "Зоопарке" до конца года, а Петра Трощенкова (ударные) в мае сменил лучший барабанщик города Евгений Губерман (экс-"Аквариум", "Август").
Выступление "Зоопарка" на Втором Ленинградском рок-фестивале (июнь 1984 года) стало одним из его центральных событий. К тому времени состав группы выглядел следующим образом:

Михаил (Майк) Науменко - гитара, вокал;
Александр Храбунов - гитара;
Михаил Васильев - бас;
Евгений Губерман - ударные.

Интересно, что Науменко, Губерман и Васильев в период 1976 (1977-?) - 1978 года были участниками очень популярной в Лениграде, указанной выше "Вокально-инструментальной группировки имени Чака Берри" (!!!)

Здесь необходимо небольшое отступление. Напомню, что в декабре 1982 года по инициативе Министерства культуры СССР начался период кампании против самодеятельного рока и многих известных и популярных в то время групп. "Зоопарк", конечно, оказался, в числе первых групп, которым был нанесен решительный и мощный идеологический удар. В 1992-1994 году в эту кампанию активно включается отечественная пресса. "Зоопарку" достаётся особенно.

Две статьи В. Власова в Ленинградской "Смене" и статья композитора Александра Морозова в "Комсомольской правде", вышедшие в 1994 году и носящие откровенно провокационный характер несомненно, повлияли на решение жюри Второго фестиваля Ленинградского рок-клуба. Группа не стала лауреатом, хотя зрители в анкетном опросе поставили "Зоопарк" на I (первое) место. (Майк Науменко получил специальный приз "за последовательную разработку сатирической темы", учрежденный Оптическим институтом, а весь "Зоопарк" стал обладателем "приза зрительских симпатий".
Интересно, что (по иронии судьбы) лауреатом стала группа "Секрет", исполнившая на фестивале песню Майка Мажорный рок-н-ролл и не скрывавшая своего восхищения его музыкой.
Летом 1984 Андрей Тропилло записал, как оказалось впоследствии, последний студийный альбом группы "Белая Полоса", на котором играли басист "Аквариума" Александр Титов и барабанщик "Секрета" Алексей Мурашов. В ноябре 1984 года Майк и Храбунов сыграли один концерт, усиленные ритм-секцией группы "Алисы" (Святослав Задерий - бас и Михаил Нефедов - барабаны), но этот альянс тоже оказался непрочным и "Зоопарк" пропал на девять месяцев. Конечно, не последнюю роль сыграла в этом борьба властей с самодеятельным роком. Практически "Зоопарк" (как и многие группы в то время) был вынужден уйти в подполье.
Несмотря на это, 1983 и 1984 годы стали наиболее плодотворными и результативными в творчестве "Зоопарка". Группа и её лидер - Майк Науменко - приобрели всесоюзную известность.
1985 год. Поиски новых музыкантов.

Весь 1985 год прошёл в поисках ритм-секции. Лишь в августе 1985 года поиски подходящих музыкантов временно завершились, и на сцену вышел новый состав "Зоопарка", включавший Сергея Тессюля (экс-"Зенит", бас-гитара) и Валерия Кирилова (в разное время игравшего всюду - от хардового "Пепла" до эстрадной "Калинки", экс-"Джунгли", ударные).
В таком составе "Зоопарк" репетирует, собираясь выступить на Четвёртом фестивале Ленинградсого рок-клуба и готовит зрителям необычный сюрприз (!).

1986 год. Четвёртый фестиваль Ленинградского рок-клуба.

Следующей весной "Зоопарк" вновь удивил (а то и смутил) многих, появившись на сцене Четвёртого рок-фестиваля в сопровождении эффектного вокального трио (Александр Донских (выступал с группой ранее - смотри выше), Наталья Шишкина и Галина Скигина) и клавишника Андрея Муратова, который в свое время начинал с Валерием Кириловым в джаз-роковой группе "Волшебное путешествие" (экс- "Мотор-блюз"). Старые вещи -"Женщина", "Свет" - зазвучали по-новому, а такие баллады, как Иллюзия и "Мария" воспринимались теперь только в новом исполнении.
Шикарные аранжировки, легкая театрализация, стилизованный под манеру ду-уоп вокал - старые поклонники "Зоопарка" были раздосадованы, новые - заинтригованы, а жюри - очаровано.
Гонения на рок к тому времени прекратились, времена изменились, вследствие чего группа впервые получила лауреатское звание. Эта версия "Зоопарка" просуществовала год, сделала ряд разрозненных записей для радио и распалась в мае 1987 года.

1987 год. Подольский рок-фестиваль.

Летом 1987 года в "Зоопарк" возвращается Илья Куликов (бас) и группа стала звучать гораздо жёстче, тем более без вокального трио.
В сентябре группа с триумфом выступает на Всесоюзном рок-фестивале в Подольске, много гастролирует по стране - на этом этапе "Зоопарк" становится самой концертирующей группой Ленинградского рок-клуба, а возможно, и всей страны.
Интересно, что группа "Секрет", ушедшая после триумфального дебюта на Втором фестивале Ленинградского рок-клуба на профессиональную эстрадную сцену продолжала исполнять песни Майка.
Интересно и весело аранжированные рок-н-роллы Майка "Буги-вуги каждый день", "Мажорный рок-н-ролл" вошли в дебютный диск-гигант (LP) "Секрета" (1997, запись Всесоюзной студии грамзаписи в 1986 году), зазвучали в радио и телепрограммах. Всё это вызвало интерес к "Зоопарку" у молодёжи конца 80-х годов, предпочитавшей в то время слушать тяжёлый рок и диско.
Таким образом, волна популярности "Зоопарка" совершила свой второй круг.

1988-1989 годы.

В 1988 году Андрей Тропилло выпустил на виниле (LP) слегка урезанную версию альбома "Белая полоса". (В альбом не вошли мои любимые песни "Бедность" и "Вперёд, боддисатва").
В апреле того же года Андрей Муратов ушёл в "ДДТ", и "Зоопарк" вернулся к составу квартета:

Михаил (Майк) Науменко - гитара, вокал;
Александр Храбунов - гитара;
Илья Куликов - бас;
Валерий Кирилов - ударные.

Осенью 1988 года с "Зоопарком" репетировал, но так и не присоединился экс-гитарист группы "Мифы" Александр Новиков.
Высказывается предположение, что с 1988 года активность группы начала резко снижаться. (например, смотри книгу А.К. Троицкого "Рок музыка в СССР", 1990, стр. 135). Цитирую: "Вызвано это, в первую очередь, отсутствием новых записей (последний альбом 1984), а также тем, что новый материал уступает песням начала 80-х."
Не могу с этим согласиться. Интерес к "Зоопарку" (да и вообще к рок-н-роллу) стал падать в середине 1990 года). Известно, что за период 1988-1990 годов Майк с "Зоопарком" исколесил всю Россию, и, несмотря на то, что группа давно не меняла свой репертуар, практически везде на его концертах был полный зал. Как писала в то время пресса, "Зоопарк" в 1988-90 годах стал чемпионом Ленинградского рок-клуба по количеству концертов в год, обогнав даже "Аквариум" и "Кино".
Артём Троицкий скорей всего сетует на то, что с 1984 года "Зоопарк" практически не записывался. (Что, к сожалению, правда).
Кстати, известен один любопытный факт: попытка Андрея Тропилло (летом 1989 года избранного директором Ленинградской студии грамзаписи) привести группу в студию так не увенчалась успехом.

1990 год. Фильм, посвящённый "Зоопарку".

В начале 1990 года (январь) режиссер Александр Киселёв снял на Ленинградской студии документальных фильмов посвященную "Зоопарку" ленту "Буги-вуги каждый день", для которой группа записала несколько своих ранее не издававшихся номеров (позднее вошедших в альбом "Музыка к фильму").
Спад массового интереса к рок-н-роллу, а с ним и гастрольной активности, плюс нараставшие проблемы практически вывели "Зоопарк" (как и многих в то время) из игры.
В мае 1990 года с "Зоопарком" вновь расстался Илья Куликов, а басистом стал Наиль Кадыров из группы "Почта", которая аккомпанировала Юрию Морозову и записала в конце 80-х годов два интересных магнитофонных альбома.

1991 год. Последнее выступление Майка.

14 марта 1991 года Майк Науменко в последний раз появился на сцене, исполнив в сопровождении "Аквариума" "Пригородный блюз" на фестивале, посвященном 10-летию Ленинградского рок-клуба.
Летом 1991 года московский инди-лейбл "Эрио" выпустил на виниле (LP) альбом Майка Науменко "LV" (записанный в 1982 Игорем "Панкером" Гудковым).

26-27 августа 1991 года.

Жизнь Майка оборвалась трагически и нелепо... Вернувшись домой 26 августа 1991 года с вечеринки по поводу проводов за границу одного из музыкантов группы, он упал в своей коммунальной квартире на улице Разъезжей (Ленинград). Сосед дотащил его до кровати. До утра Майк лежал без движения. Затем приехавшие родственники вызвали "скорую помощь", которая констатировала самую несовместимую с жизнью из всех травм - перелом основания черепа. (В таких случаях медики даже при осмотре не шевелят больного. Даже лёгкого прикосновения достаточно, чтобы наступила смерть.)
Майк до конца был в сознании. Он оказался ещё и очень мужественным.
Майка не стало 27 августа 1991 года.
Он не дожил всего двух месяцев до 10-летия группы.