История группы Земляне уходит корнями в 1968 год.
Правда, в те далекие годы у коллектива было другое название - Апрель. Землянами группа стала к концу 70-х годов и поначалу исполняла англоязычный репертуар.
Широкое признание пришло к музыкантам только после того, как они перешли на родной язык, и в 1979 году исполнили песню Марка Фрадкина Красный конь.
Еще большую популярность в 1982 году "Землянам" принесли песня Вячеслава Добрынина и Леонида Дербенева Прости, Земля, а также цикл песен Каскадеры.
Однако, "визитной карточкой" группы в том же 1982 году стала песня в исполнении Сергея Скачкова - Трава у дома, до сих пор удерживающая позицию "почетного хита" народных застолий. Ставшая гимном космонавтов и эмигрантов. Кассету именно с этой песней брали с собой на орбиту многие российские космонавты. Общий тираж пластинок группы, выпущенных только фирмой "Мелодия", составил около 15 миллионов экземпляров.
"Земляне" выигрышно выделялись среди других советских исполнителей. На их концертах всегда было много светотехнических и пиротехнических эффектов, форсированное звучание, хард- и арт-роковые аранжировки, да и имидж музыкантов напоминал зарубежных рокеров 70-х. Плюс к этому у "Землян" всегда была лучшая в стране световая и звуковая аппаратура. Они умудрялись добиваться от советской цензуры невозможного: создавали такие аранжировки своих хитов, что они по качеству не уступали той музыке, которую играли знаменитые западные команды тех лет: Led Zeppelin, Deep Purple, Aerosmith и даже Rolling Stones.
Пик популярности группы приходится на 80-е годы, когда у них было по 30 аншлагов в месяц. За один особо успешный год группа стала лауреатом сразу трех международных конкурсов: в Сопоте, Дрездене и Ялте.
Земляне были даже популярнее нынешних монстров рока: Машины времени, ДДТ и Алисы. Андрей Макаревич выступал у "Землян" на разогреве.
Сейчас "Земляне" сделали Мега Микс из трех своих самых известных песен. Это своего рода прощание со своим старым репертуаром. Готовится ударная волна новых, как всегда "убойных" песен. У них появился еще один вокалист, молодой и симпатичный парень Юрий Белов, известный московский ди-джей.
В 21 веке "Землян" уже не удовлетворяет масштаб выступлений на уровне нескольких концертов в месяц. Вполне успешные, состоявшиеся в бизнесе участники группы возвращаются, потому что, во-первых, хочется тряхнуть стариной и показать суперкласс настоящих музыкантов. А где это можно еще сделать лучше, чем на сцене перед многотысячным залом? Во-вторых, за время своего отсутствия музыканты отметили, что телеканалы заполонила попса под фанеру, которая жутким скрежетом проезжается по ушам людей, выросших на качественной доброй музыке советских ВИА и на живых выступлениях рокерских команд. Они хотят изменить эту тенденцию, поэтому намерены сами петь только живьем и поддерживать группы, которые игнорируют фонограмму. Группа возвращается не на год-два, чтобы дать пару хитовых концертов и снова исчезнуть. "Земляне" приходят всерьез и надолго. Они еще споют с зарубежными звездами, ставшими классиками при жизни. Их музыка зазвучит теперь не только на просторах России или зарубежья, но даже возможно и на околоземной орбите. Сейчас группа серьезно готовится к полету в космос...
Известнейший в будущем музыкальный продюсер и рок-бизнесмен, Владимир Владимирович Киселев, приехал в Ленинград c Западной Украины к началу 70-х годов. Опробовав свои силы в качестве барабанщика в разнообразных самодеятельных и ресторанных ансамблях, уже в качестве генератора идей образовывает к весне 1975 г собственную группу Апрель. Позднее, Киселев устраивается барабанщиком в филармонический ВИА Поющие гитары, после чего вновь возвращается к идее "Апреля", который к тому же в 1976 году пополнился некоторыми серьезными музыкантами из распавшегося тогда состава "Россиян": Олег Гусев, Игорь Романов, Борис Аксенов и др.
В поисках базы в сентябре 1978 года группа получает предложение обосноваться при ДК им. Дзержинского, проходя по документации вместо распавшейся к тому времени группы «Земляне» клавишника Евгения Мясникова (группа Мясникова существовавшая сначала 70-х годов на ленинградской самодеятельной рок-сцене и к тому времени распавшаяся, также собирается в конце 1978 г как "Земляне", под этим названием участвует на тбилисском рок-фестивале «Весенние ритмы – 80», но впоследствии вынужденно меняет имя на «Атлас», не выдерживая конкуренции с группой В. Киселева).
В составе новоиспеченных «Землян» в то время значились:
Владимир Киселев – ударные
Игорь Романов – гитара
Виктор Кудрявцев – гитара вокал
Павел Борисов – бас
Юрий Старченко – клавишные
Николай Кудрявцев – вокал
Вероника Степанова – вокал
На группу обращает внимание известный советский композитор Марк Фрадкин, предложив составить программу группы из своих песен и дав возможность записать их на миньон-пластинку. Несмотря на это отношения с официальными структурами Ленинграда не складываются. Как и большинство рок-коллективов страны, «Земляне» находят пристанище на земле Кузбасса. Подписывают в августе 1979 контракт с Кемеровской филармонией, т.о. обеспечивают себе возможность легальных концертных заработков и выступлений. И отправляются в большое гастрольное плавание по городам Сибири и Урала (следует заметить что группой «родного» ЛенКонцерта «Земляне» были лишь в период с января по ноябрь 1985 г., побывав до этого также коллективом при Калужской филармонии, с декабря 1985 г при ташкентском цирке, а затем окончательно обосновались в Москве).
В состав группы к тому времени приходят – мультиинструменталист Борис Аксенов (гитара клавишные бас – игравший ранее в «Россиянах» «Солнце» и «Апреле»), клавишник Юрий Дмитриенко и певец Игорь Дембовский.
Ушли – В. Степанова, Н. Кудрявцев и П. Борисов (позже работал с «Джаз Диапазоном», Секретом, В. Сюткиным, А. Розенбаумом… с 1998г в группе ДДТ). Чуть позже конфликтная ситуация повергает к уходу И. Дембовского и И. Романова, на смену которым в «Земляне» влились:
Юрий Ильченко – гитара, вокал (экс - Мифы, Машина Времени.)
Александр Титов - бас (экс - «Стая»).
Однако вскоре Киселеву удается вновь вернуть Романова в группу, который и приводит с собой в начале 1979 г клавишника и вокалиста Сергея Скачкова, с которым работали вместе популярные в популярной на тот момент группе «Какаду», чей своеобразный тембр голоса с этого момента навсегда определяет характерную конкретику истинно мужского начала неподражаемого «земляновского» вокального звучания группы.
До создания группы «Какаду» Сергей Скачков с 1974 года работал в созданной им и его друзьями группе «Апрель». Таким образом, на тот момент в Ленинграде работали одновременно две группы «Апрель», но их пути никогда не пересекались и лично знакомы они не были.
В. Киселев, сменивший ударную установку на административную деятельность (тем временем за барабаны садится Андрей Круглов, Ю.Ильченко уходит в «Интеграл», А. Титов уходит в Август, позднее в Аквариум и Кино; за бас берется В. Кудрявцев) знакомит группу с композитором Владимиром Мигулей что рождает на свет ряд удачнейших во всех отношениях коммерческих супер-хитов – «Каратэ» «Каскадеры» «Трава у дома» - бившие все мыслимые и немыслимые рекорды популярности того времени.
Количество концертов и гастролей растет с неумолимой прогрессией. Подобное сотрудничество с эстрадными поэтами и композиторами, конечно, вызывает самое негативное отношение к «Землянам» со стороны апологетов прессы независимого рок-андерграунда (особенно преуспевали Артемий Троицкий и А. Бурлака). Однако неменьший артобстрел и давление приходится испытывать группе и со стороны официальных культурологических структур (при всем своем кажущимся, якобы «лояльном» отношении со стороны оных): за слишком вольное и развязное поведение на сцене, за «космодромно-громкий» концертный звук, так коробящий провинциального обывателя. За техническую прозападность имиджа и используемые спецэффекты, и зрелищность шоу-представлений (нужно отдать должное, что по тем временам во всех этих отношениях равных «Землянам» действительно не было).
Несмотря на все это подобная вынужденная политика соединять сложные инструментальные баллады и композиции хард-н-хэви с канонами массовой эстрадной песни действительно привлекла в то время к «Землянам» самую широкую и разнообразную зрительскую аудиторию. Нолегализация «металла» и раскрепощение команд по типу Арии или Круиза, заставляет и музыкантов «Землян» критически взглянуть на дальнейшие перспективы своего развития.
В итоге, являясь сторонником утяжеления звучания, в октябре 1985г группу покидает любимец женских сердец – фронтмен Игорь Романов (позднее сколотивший металлический квинтет «Союз»), переманивший с собой и Валерия Брусиловского, чуть ранее сменившего за барабанами А. Круглова.
В 1986 году В. Киселев пробует кардинально изменить имидж нового состава: меняются музыканты, готовится новая программа, стилистически близкая к утяжеленным буги-вуги.
К концу 1986 года группа стабилизируется в составе:
Киселев, Сергей Скачков, Аксенов, Сергей Васильев – гитара
Юрий Бабенко – гитара
Анатолий Лобачев – гитара
Георгий Тонкилиди – ударные
Юрий Жучков – вокал
Иван Ковалев – бас
Весной 1987 года И. Ковалева меняет, басист Александр Кривцов и группа начинает новый штурм музыкального Олимпа. Но всеобъемлющая легализация рок-музыки в стране выплескивает на музыкальный рынок массу самых разнообразных команд, ранее находившихся в подполье и, несмотря на продолжающиеся аншлаговые концерты и успех на международном фестивале «Шлягер.87» (г. Дрезден) рейтинг «Землян» в среде молодежной аудитории постепенно падает. Негативную окраску в прессе получают и впервые состоявшиеся в декабре 1987 г. совместные концерты советской группы с корифеями западного рока впервые посетившими СССР, группой «Юрайя Хип».
К этому времени группу покинули А. Лобачев и Б. Аксенов, Аксенов. Внутренние противоречия взглядов на музыкальную политику в группе продолжают расти. В 1987 году Земляне приняли участие в традиционном фестивале шлягеров в Дрездене, где получили сразу два приза:
За высокий профессионализм
За лучшее исполнение немецкой песни
Всю премию - 2400 марок - музыканты перечислили в Советский фонд мира. Тем не менее, выступление в августе на музыкальном фестивале «Сопот - 88» вызвало удивление и восторг у публики и участников фестиваля, т.к. это была единственная группа из СССР , выступающая вживую и играющая рок (по тогдашним политическим мотивам польское жюри просто намеренно саботировало выступление артистов из СССР).
По приезду на Родину средства массовой информации, привыкшие за последние годы к постоянным победам советских артистов на Сопотском фестивале, обошли молчанием выступление «Землян». «Земляне» расстаются с В. Киселевым (позднее В.Киселев организовал в Ленинграде хозрасчетный продюсерский центр для молодых коллективов; затем международный музыкальный фестиваль «Белые ночи», «Государственного Унитарного Предприятия «Кремль»), полностью передоверяя дальнейший менеджмент коллектива Борису Зосимову окончательно склоняясь к канонам хэви-металлического глэма.
Тем временем в зарубежных поездках музыканты начинают работать под новым названием Восточный Экспресс и впервые выступив с ним в нашей стране на фестивале «Монстры рока СССР» в г. Череповце в сентябре 1989 г.
Пробуя возродить концепцию мужественного романтизма, в противовес «Восточному Экспрессу», в составе которого были:
Ю. Жучков
С. Васильев
Ю. Бабенко
Г. Тонкилиди
к которым добавились клавишник Владимир Париэль и басист Вячеслав Махренский, на замену А.Кривцову, набирая новых музыкантов, он приглашает принять участие в проекте Игоря Романова, продолжающему гастролировать по провинции под маркой «Землян».
Несмотря на ряд совместных выступлений, репетиций, и подготовку новой программы в студии, И. Романов исходя из общекризисного положения в стране и в частности в рок-музыке, отказывается от дальнейшей идеи возрождения «Землян», а в конце осени 1990 г распускает и собственную группу «Союз», два музыканта которой примкнули к С. Скачкову. C этого времени группа С. Скачкова продолжает выступать в стабильном составе:
Юрий Левачев – бас
Вячеслав Махренский – гитара
Валерий Горшеничев – вокал
Владимир Ушаков – ударные
до осени 1992 г.
Возвратившись из «заграничного чеса» «Восточный Экспресс» в составе:
Ю. Жучков – вокал
С. Васильев – гитара
Ю. Бабенко – бас
Ю. Тюрин – ударные
С. Протодьяконов – директор
вновь почему-то заявляет себя на родине как «Земляне», выступает так на фестивале «Формула-9» в Ростове-на-Дону в октябре 1991г.
И в 1992 году в свете общих потрясений в стране прекращает свое существование… Бывший директор Б.Г. Зосимов расширил свою деятельность, и стал директором центра «Biz Enterprises» и телеканалов «BIZ.TV» и «МУЗ. ТВ»; с 1998 г. - председатель совета директоров канала «MTV.Россия» и АО «PolyGram.Россия».
По прошествии времени ситуация в стране в том чисе и в шоу-бизнесе несколько налаживается и в 1994 году Скачков пробует реанимировать проект привлекая в группу бывших музыкантов «Землян» для различных единоразовых выступлений.
Дабы напомнить о себе зрителю в конце 1994 году на инди-фирме «NP.Records» выходит двойной CD «Лучшие Хиты» (позднее переизданный на «ЗеКо»). Серьезность намерений подкрепляется и поиском постоянного состава, который готов к осени 1995 года:
С. Скачков, Ю Левачев – бас
Геннадий Мартов – гитара (экс - «Ронда» гр. Игоря Куприянова)
Леонид Хайкин – ударные (экс - «Джокер»)
чуть позже присоединяется клавишник Михаил Иванов (экс-гр Игоря Саруханова) и «Земляне» вновь начинают гастрольную жизнь. В январе 1996г в московских клубах начинает обкатываться новая программа «Второй виток вокруг Земли» с преимущественно новыми композициями.
В октябре 1996 «Земляне» подтверждают непрекращающийся к себе интерес со стороны публики сольными концертами в Московском Театре Эстрады, а ровно через год – в октябре 1997г в ГЦКЗ «Россия».
К этому времени ушли М Иванов и Л Хайкин, а за барабанами появился Владимир Роздин.
К августу 1998 в группу приходит «металлический» клавишник Александр Дронов, а к осени 1999 появляется и новый барабанщик Анатолий Шендеров (экс- Мастер). С этого момента состав «Землян» остается неизменным, хотя с осени 2001 г. А Дронов и. А Шендеров параллельно работают в Валкирии Кирилла Немоляева.
Как и другие группы старой формации в отличие от новоиспеченных «суперзвезд» хотя и во многом за счет былой славы старых проверенных шлягеров они продолжают много гастролировать по стране бывшим союзным республикам и зарубежью. Старые хиты – «Трава у дома» «Каскадеры» «Прости, Земля» «Взлетная полоса» «Путь домой» «Поверь в мечту» «Кораблик» - продолжают часто звучать в ротации всех русскоязычных радиостанций, изредка они появляются в телеэфирах, но пребывают в стороне от игр современного шоу-бизнеса с его топ-поп-рок - фестивалями и игнорируют самолюбования всевозможных клубных солянок и тусовок.
С марта 2004 года С. Скачков и В. Киселёв объединяют свои усилия для нового взлёта группы "Земляне".