Будущий мэтр отечественного рок-н-ролла родился 3 ноября 1949 года в городе Копейске Челябинской области в семье инженера-механика и драматической актрисы. В Москве его мать приглашали работать во МХАТ, но она была вынуждена уехать с мужем на Урал, куда его после окончания института распределили на завод. Но и вдали от столицы театральное начало брало свое - мать Александра организовала драмкружок для подростков. Говорят, многие ее воспитанники впоследствии стали профессиональными актерами... В Москву семья вернулась лишь в 57-м году, когда Саше было уже семь лет. Сразу после приезда родители отдали сына в Гнесинскую музыкальную школу в класс скрипки педагога Виктора Васильевича Соколова. О том, насколько хорош был этот преподаватель, говорит следующий факт: когда Соколов по каким-то сугубо бытовым соображениям был вынужден перебраться в менее престижную школу им. Дунаевского - за ним ушел почти весь его "гнесинский" класс. Мальчику очень нравились музыкальные занятия в школе, но необходимость многочасовых домашних упражнений угнетала. В общеобразовательной школе отношения с предметами сложились как-то сразу. Все математические дисциплины, физика и химия Саше не нравились, зато история и литература сразу стали его стихией. Он читал запоем прозу и поэзию, а в тринадцать лет написал свое первое стихотворение.

У родителей после возвращения в Москву существовали некоторые проблемы: из-за серьезной болезни время становиться "начинающей артисткой" было упущено, и мать стала работать руководителем кружков, параллельно занимаясь литературной деятельностью в журнале "Театральная жизнь". Сашин дядя (брат матери) работал в моисеевском ансамбле (ансамбль народного танца СССР), одном из немногих коллективов, которым разрешали зарубежные гастроли не только в странах социалистического лагеря, но и в крупнейших капиталистических державах. Таким образом, дядя оказался среди тех, кому посчастливилось участвовать в трехмесячных гастролях по Америке. Когда дядя возвращался из-за границы, он привозил не только заграничные вещи, но и пластинки с диковинной музыкой, которую в Советском Союзе имели возможность слушать только партаппаратчики и дипломатические работники. В дядиной коллекции было целых пять или шесть (по тем временам - редкость!) пластинок: Элвис Пресли 57-го года, Луи Армстронг, альбом саксофониста Стива Гетца, какие-то блюзы. Итак, благодаря великолепным дядиным пластинкам и роскошной "фирменной" стереосистеме, Саша уже в 10 - 12 лет получил возможность слушать самую современную, по мировым понятиям, музыку. А ведь он был начинающим музыкантом, мог оценить качество звука и голоса... Сам Александр считает, что именно тогда получил первый рок-н-ролльный импульс, упавший на благодатную почву, - он уже был увлечен творчеством отечественных исполнителей, таких, как Марк Бернес, Клавдия Шульженко и Лидия Русланова. И еще один интересный факт: в тринадцатилетнем возрасте юный Градский пошел в студию "звуковых писем" на улице Горького (ныне - Тверская) и записал песню "Тутти-Фрутти" Литл Ричарда. Однако в социалистических условиях счастливый случай Пресли не повторился, и гибкая грампластинка, по словам Александра, "до сих пор где-то валяется".

Появление в 1962 - 1963 годах первых записей группы "Beatles" вызвало мировую революцию в поп-музыке. Свежее дыхание их творчества серьезно трансформировало музыкальные интересы Саши Градского, новая музыка вызвала всепоглощающий интерес... Лишь через пять-шесть лет, поступив в Гнесинский институт, повзрослевший Александр продолжит заниматься классическим пением и игрой на классических инструментах, а пока наступила пора безоговорочного рок-н-ролла - на период с четырнадцати до девятнадцати с классикой было "завязано".

Судьба редко дарует талантливым людям долгую безоблачную юность. В 1963 году, в результате серьезного заболевания почек, оборвалась жизнь Тамары Градской. Саша остался жить... как бы с отцом, но фактически - с бабушкой. Дело в том, что отец вскоре женился вторично, и рано повзрослевший четырнадцатилетний подросток практически остался один. Александру пришлось стать самостоятельным: с четырнадцати лет он начал работать в группе, ездить на гастроли, у него появились собственные деньги (не очень значительные, но наполнявшие его ощущением собственного достоинства). Вскоре отец со своей женой переехал на другую квартиру, и Александр остался вдвоем с бабушкой. Их взаимоотношения нельзя было назвать простыми: его знакомые были довольно шумными мальчиками и девочками, а бабушке было уже под семьдесят, к тому же она была человеком строгих правил.

Первым коллективом, в котором Градский начал свой рок-н-ролльный путь в декабре 1963 года, была группа "Тараканы", состоявшая из польских студентов МГУ и выступавшая на всех студенческих мероприятиях. Четырнадцатилетний Александр выходил как приглашенный солист и пел несколько песен. Репертуар Градского (как и "Тараканов") состоял из англоязычных номеров, но однажды он попробовал спеть модный твист Арно Бабаджаняна "Песня о Москве": "Ты никогда не бывал в этом городе светлом...", и это произвело впечатление на зрителей.

После полугостевой роли в "Тараканах", в октябре-ноябре 1965 года Градский становится полноправным членом (вокал, гитара) одной из первых отечественных групп "Славяне". ("Славяне" являлись третьей - по времени создания - рок-группой Москвы. Первыми в июле-августе 65-го появились "Brothers" - "Братья", но они просуществовали крайне недолго. Вторыми были "Соколы", или "Сокола", "взлетевшие" из гнезда "Братьев" в сентябре того же 65-го. "Славяне" и "Соколы" конкурировали между собой. "Славяне" ориентировались, в основном, на "Битлз", "Соколы" - на "Роллинг Стоунз" и, позднее, "Манкиз". ) Кроме него, в состав группы входили: лидер коллектива Михаил Турков (гитара), Виктор Дегтярев (бас) и Вячеслав Донцов (ударные). Чуть позднее, через пару месяцев, к коллективу присоединился электроорганист Вадим Маслов. Несмотря на название, группа исполняла только песни "Beatles" и "Rolling Stones". Коллектив просуществовал в данном составе около года, после чего из него один за другим стали уходить его участники, причем первым стал наш герой, раньше других сумевший понять необходимость собственного русскоязычного репертуара. К этому времени (в 1966 году) Александр уже написал свои первые песни, среди которых были и названная им в одном из интервью абсолютно идиотской песня "Взошла над городом заря", и ставший позднее его визитной карточкой "Синий лес". (Этот первый свой русскоязычный опус Градский придумал в троллейбусе. До этого в Москве была "зарегистрирована" единственная рок-песня на русском языке. Ее сочинили "Соколы", и называлась она "Солнце над нами", вызывая прямую ассоциацию с абсолютным лидером стритового хит-парада - "Домом восходящего солнца".) Бесспорно, с сочинением собственных песен еще были проблемы. Но уже во времена "Славян" Саше стало абсолютно очевидно: любой собственный репертуар лучше, чем хорошее подражание "битлам". А поскольку на все предложения Градского его согруппники говорили: "Зачем это нужно?", он понял: для того чтобы исполнять собственные песни, нужна своя группа.

В марте 1966 года появилась группа "Скоморохи", в которой, кроме ее лидера Александра Градского (вокал, гитара), играли барабанщик Владимир Полонский и клавишник Александр Буйнов (да-да, тот самый). На начальном этапе бас-гитариста в команде не было, однако вскоре к трио присоединился будущий создатель группы "Аракс", а тогда - просто хороший басист Юрий "Шах" Шахназаров. "Скоморохи" начали играть собственную музыку, однако бит-концерты тогда были не в моде, а на танцы группу с собственным репертуаром никто не приглашал. Продолжать новое дело без денежной подпитки было невозможно, поэтому Градский с бывшими "славянами" Донцовым и Дегтяревым создали параллельную группу с западным репертуаром "Лос Панчос" (она просуществовала до 68 года, так как на танцах заказывали только фирменные вещи). "Скоморохи" же выступали, в основном, на бесплатных или почти бесплатных концертах, интерес к которым только начинал появляться. Правда, на этих выступлениях "Скоморохи" исполняли и импортные бит-композиции, но основной задачей ставилось "нагнетание" собственной музыки. Песни сочиняли все. Градскому принадлежал вышеупомянутый "Синий лес", юморная "Птицеферма", семнадцатиминутная рок-опера "Муха-Цокотуха" по Чуковскому и "Гимн "Скоморохов" на стихи Валерия Сауткина. Буйнов сочинил "Песню об Аленушке" и "Шелкова ковыль, трава-мурава" (тексты Сауткина). Шахназарову удались два тогдашних суперхита "Мемуары" и "Бобер" (слова Сауткина). Очень жаль, что в то время "Скоморохам" не удалось зафиксировать свои опусы на магнитной ленте, ведь позже Буйнов и Шахназаров покинули группу, в результате чего первые записи группы - сделанные уже в семидесятых - включали только песни Градского... Постепенно количество перерастало в качество, и в конце концов запланированное "нагнетание" собственного творчества удалось - к 69-му "Скоморохов" с их собственным репертуаром начали слушать на танцах. Надобность в "Лос Панчос" отпала, и этот коллектив перестал существовать. А все быстрее набиравшие обороты "Скоморохи" становились по-настоящему популярной группой - их хотели слушать не только в Москве. Появились гастрольные поездки по стране, что, конечно же, являлось признанием возросшей популярности.

На протяжении 1966 - 1971 годов в группе поиграли такие впоследствии именитые музыканты, как Александр Лерман (позднее - "Ветры перемен", после эмиграции в США - группа "Саша и Юра") - гитара, вокал; Юрий Фокин (позднее - "Цветы") - ударные; сменивший ушедшего в армию Буйнова Игорь Саульский (позднее - "Машина времени" и "Арсенал") - клавишные, бас-гитара... Иногда перемены касались не отдельных участников, а всех "Скоморохов". На некоторые периоды группа даже приостанавливала свою деятельность. Так случилось и в 1970 году, когда Градский и Полонский вместе пошли работать в ВИА "Веселые ребята" под управлением Павла Слободкина.

(Вокально-инструментальный ансамбль. Именно такое понятие было придумано в министерстве культуры СССР для того, чтобы избежать прозападного термина рок-группа. Слово "рок" вообще находилось тогда под запретом, и немногочисленным музыкальным критикам, пытающимся проанализировать новое для нашей страны музыкальное течение, приходилось пользоваться термином "биг-бит" или просто "бит".) Спустя три месяца, после длительной гастрольной поездки, заработав денег на жизнь, Градский ушел из ансамбля. Полонский, которому, по словам острого на язычок сотоварища, "понравилось получать деньги", остался в "Веселых ребятах". Вечная нехватка средств для приобретения собственной аппаратуры довольно часто подталкивала "Скоморохов" к работе во всевозможных филармонических коллективах. В одно время Градский принял предложение начинающего композитора Давида Тухманова и отправился в гастрольное турне по стране в качестве... гитариста, так ничего не пропев за всю поездку. Может быть, это вынужденное молчание было вызвано абсолютным нежеланием исполнять изначально выхолощенные тексты поэтов-песенников. В 1968 году Градский на некоторое время попадает в знаменитый тогда ВИА "Электрон", где заменяет на месте соло-гитариста знаменитого Валерия Приказчикова, и опять не поет. В течение двух-трех лет ему довелось колесить по стране с абсолютно разноплановым репертуаром в компании самых разных музыкантов и солистов и практически нигде и никогда не петь. Только однажды, под рев восхищенного зала, он под чужим именем спел сольный концерт, заменив заболевшего филармонического солиста. Да, нелегко давалось исполнение мечты - заработать денег на аппаратуру, подготовить свою программу и "выдать" русский рок-н-ролл.

В 1969 году утоливший свой рок-н-ролльный голод Александр, не покидая группу, поступает на факультет сольного пения института имени Гнесиных. (Педагог Л.В. Котельникова. Впоследствии Александр совершенствует мастерство в классе Н.А. Вербовой. Педагог по камерному классу - Г.Б. Орентлихер, в оперном классе с ним работают С.С. Сахаров, Н.Д. Шпиллер и М.Л. Мельтцер.) Казалось бы, это событие никак не могло повлиять на судьбу группы, однако... В 1971 году на всесоюзном фестивале "Серебряные струны", проходившем в городе Горьком (ныне - Нижний Новгород), "Скоморохи" произвели своим двадцатиминутным выступлением фантастический фурор, получив в результате шесть главных призов из восьми. (Две оставшиеся награды были присуждены тогда еще самодеятельному "Ариэлю".) И это при том, что за десять дней до начала фестиваля группу покинули сразу два участника: Александр Лерман (в настоящее время преподает лингвистику в американском университете, одновременно продолжая музыкальную деятельность в группе "Саша и Юра") и Юрий Шахназаров (впоследствии возглавлял группу "Аракс", способствовал ее переходу в театр им. Ленинского Комсомола, ему Ленком обязан многими своими музыкальными успехами; еще позже Шахназаров стал музыкальным руководителем группы "Рецитал", аккомпанирующей суперзвезде отечественной сцены Алле Пугачевой). По этой причине появившемуся в тот момент пианисту Игорю Саульскому пришлось срочно переквалифицироваться в бас-гитариста и уже в поезде "Москва - Горький" учить басовые партии... Результат выступления превзошел самые смелые ожидания, а один из членов жюри, музыковед Аркадий Петров, воодушевленный этим концертом, на свой страх и риск организовал группе запись на радио (кстати, это была первая запись Градского в студии). Почти в то же время, может быть чуть позже, режиссер Андрон Михалков-Кончаловский начинал свою работу над фильмом "Романс о влюбленных". В качестве композитора фильма режиссер собирался пригласить Мурада Кажлаева, однако в самый последний момент по каким-то обстоятельствам Кажлаев не смог взяться за работу. Вездесущий Аркадий Петров, знакомый и с Кажлаевым, и с Кончаловским, предложил последнему кандидатуру Градского, и учащийся Гнесинского института стал композитором фильма. В 1974 году "Романс о влюбленных" появился на экранах кинотеатров и произвел эффект разорвавшейся бомбы, моментально сделав знаменитыми своих создателей. Музыка к "Романсу..." была такой же новаторской, как и сам фильм. Ничего подобного в СССР до этого не звучало, а песни, написанные к фильму, сделали их автора знаменитым на всю страну. (Все мужские вокальные партии Градский исполнил сам, спел за всех героев, удивительно перевоплощаясь - и вокально, и образно.) Мы не зря "прицепили" историю с фильмом к поступлению Александра в Гнесинский институт. Поверьте, в те времена человек, не причастный к официальной музыкальной системе (хотя бы в качестве студента музыкального института), никогда не мог быть утвержден на место композитора фильма. Кстати, очень престижный международный музыкальный журнал "Биллбоард" объявил Градского "Звездой года" (1974) "за выдающийся вклад в мировую музыку".

Начало семидесятых годов ознаменовалось поголовным ростом интереса к рок-н-роллу, особенно это было заметно в столице. Подпольный рок стал некой таинственной альтернативой официальной советской эстраде, набившей оскомину своим разрешенным единообразием. Конечно, проникновение рок-музыки "в народ" было существенно затруднено ее абсолютным отсутствием в средствах массовой информации. Однако именно в эти годы в Москве создалась административная инфраструктура подпольного рока. Не имевшие никакого отношения к легальным концертным организациям "менеджеры" обеспечивали работой дюжину наиболее активных московских рок-групп, которые выступали как любительские коллективы, фактически являясь профессионалами, зарабатывавшими очень приличные деньги. Выступления происходили в небольших клубах и домах культуры, уследить за которыми ввиду их многочисленности не могли ни концертные органы, ни милиция. Менеджмент подобных концертов был несложным: арендовался зал и распространялись через "своих ребят" самодельные билеты, стоимость которых порой достигала пяти рублей, что, при среднем количестве мест в зале около четырехсот-пятисот, составляло вполне приличную сумму. Конечно, музыкантам доставалась меньшая часть, однако их гонорар намного превосходил сотенную сумму, еще недавно казавшуюся пределом желаний. Почти все выступления рок-групп, одним из фаворитов среди которых числились "Скоморохи", сопровождались диким ажиотажем. Довольно часто билетов всем желающим не хватало, и оставшиеся неудачники начинали штурм дверей и окон зала. Предлагаю посетить один из концертов группы "Скоморохи" и увидеть его глазами главного действующего лица (А. Градского): "Это было летом 1971 года. Мы должны были играть на танцах в фойе института народного хозяйства. Было продано 1500 билетов, и кто-то напечатал еще тысячу фальшивых. В момент выгрузки аппаратуры в машине забыли металлические стойки для том-баса, и я спустился за ними, а когда вернулся, толпа у входа была такой, что я не мог протиснуться ко входу. Я им говорил: "Я - Градский, мне надо пройти!", но вокруг посмеивались и отвечали: "Все тут Градские, всем надо пройти". Эта ситуация объясняется крайне просто: ввиду полного игнорирования средствами массовой информации любой информации о рок-музыке, народ просто не знал своих "героев" в лицо! "Но играть было необходимо - мы взяли деньги вперед, - продолжает Александр. - Мне не оставалось ничего другого, как полезть вверх по стенке, цепляясь за водосток и уступы плит. Я добрался до первого подвернувшегося открытого окна на третьем этаже, влез туда и оказался прямо на заседании комитета комсомола. Люди там, конечно, выкатили глаза. Ну что, я отряхнулся, говорю: "Извините, у нас тут танцы", - и прошел в дверь. На танцах тоже было весело: человек восемь девушек в середине зала разделись догола и плясали, размахивая лифчиками. Дружинники увидели это с балкона и стали пробираться к ним, но, пока они протискивались, те уже успели одеться".

В начале семидесятых, когда "Скоморохи" переживали наиболее серьезные проблемы, связанные с изменением состава, в "тусовочном народе" бытовало мнение, что группа окончила свое существование. Нельзя сказать, что эти слухи были абсолютно беспочвенны. Во-первых, Градский начал практиковать сольные выступления (под гитару), а во-вторых, записав в 1973 году свою первую гибкую грампластинку "Синий лес", он, по его собственным словам, "начал становиться начальником". Оба эти обстоятельства в глазах любителей музыки выдвигали его персону на роль солиста, а других "скоморохов" низводили до статуса аккомпанирующей группы. (Кстати, в этом нет ничего обидного. Точно так же вырос из равноправной группы "Faces" сольный исполнитель Род Стюарт, да и бывшие "битлы" с конца шестидесятых начали индивидуальную карьеру.) Тем не менее, именно в это время "Скоморохи" обрели свой окончательный состав, впоследствии записавший все основные партии в альбомах Градского: Александр Градский - вокал, гитара, фортепиано, синтезатор, скрипка, челеста, другие инструменты; Сергей Зенько - флейта, саксофон; Юрий Иванов - бас-гитара, гармоника; Владимир Васильков - ударные.

Следуя за хитросплетениями судьбы, мы, пожалуй, несколько нарушили хронологию событий, поэтому возвратимся в 1971 год, когда после Горьковского триумфа, усилиями работавшего на радиостанции "Юность" Аркадия Петрова, Градский и "Скоморохи" получают возможность записи на радио. Их первые студийные работы становятся первыми рок-композициями, записанными в СССР (и первыми сохранившимися записями "Скоморохов"). И именно при работе в студии открывается еще одна уникальная артистическая черта Градского - его способности мультиинструменталиста. В своих песнях он является не только автором музыки и многих текстов, не только супервокалистом, осуществившим впервые в нашей стране многократное наложение четырехголосия, но и исполнителем большинства инструментальных партий. Кстати, использовать свои мультиинструментальные способности ему позволила впервые примененная в СССР многоканальная технология звукозаписи. Композиция "Только ты верь мне" была записана им целиком (партии всех инструментов и голосов), что до этого в мире удалось проделать лишь Полу Маккартни... В 1972 году Александр записывает две композиции ("Жил был я" и "Джоконда") для авторского альбома Давида Тухманова "Как прекрасен этот мир". Хочется подчеркнуть, что в Советском Союзе этот альбом стал первой студийной работой с использованием шестнадцатиканальной аппаратуры.

В 1974 году Градский оканчивает Гнесинский институт (специальность в дипломе: оперный и концертно-камерный певец) и получает предложение петь в опере. Однако ограничить свою музыкальную карьеру жесткими рамками классического оперного репертуара было непросто, особенно в тот момент, когда по всей стране гремели премьеры "Романса о влюбленных". Воспользуемся собственными словами главного действующего лица, ибо кто лучше него может оценить всю гамму чувств? "...Пока я играл в Москве или ездил на гастроли, я, разумеется, видел, что толпе песни мои нравятся. Между тем, мне, естественно, хотелось как-то профессионально расти. Я всерьез думал: если я пойду работать в оперный театр, то это действительно поставит меня выше прежнего уровня. Но тут выходит "Романс о влюбленных", который придут смотреть 70 миллионов человек. Люди смотрят и говорят: "Какая замечательная музыка!". Так я становлюсь известным многим в своем собственном деле. Так я прихожу к пониманию, что вот это - моя дорога, и именно ею мне надо идти!". Нельзя сказать, что творческий путь Александра навсегда разошелся с классической оперой. Впоследствии, в 1988 году, он споет в Большом театре уникальную по своим вокальным параметрам партию Звездочета в опере Римского-Корсакова "Золотой петушок", да и в его сольных концертах периода 90-х арии из классических опер займут достойное место. Кроме того, не станем забывать, что Градский является автором не только шуточной оперы "Муха-Цокотуха", длящейся около семнадцати минут, но и полнометражной оперы "Стадион" (либретто и стихи Маргариты Пушкиной и Александра Градского), над которой он работал с 73-го по 75-й год. Правда, потом еще почти десять лет автору пришлось "пробивать" возможность записать это произведение и выпустить его в свет, что удалось лишь в 1985 году. Участие в записи (83 - 85 гг.) принимали такие разноплановые исполнители, как Алла Пугачева и Владимир Мозенков, Елена Камбурова и Александр Миньков (нынешний певец "Парка Горького"), Владимир Кузьмин и Иосиф Кобзон, Андрей Макаревич и Михаил Боярский, Андрей Миронов и многие другие. И в настоящее время Градский работает над оперой "Мастер и Маргарита" по Булгакову, но, по его собственному признанию, работа движется довольно медленно. Кстати, свидетельством исполнительского вокального мастерства Градского стало и то, что с 1979 года он стал преподавать вокал в училище им. Гнесиных, а с конца 80-х появились ученики и в одноименном институте.

Парадокс музыкальной карьеры Александра Градского при социализме заключался в следующем: с одной стороны, он был рок-н-ролльным революционером, крайне неудобным для министерства культуры СССР, которое как учреждение тоталитарного государства исповедовало консервативные взгляды на искусство, а от всего нового шарахалось как черт от ладана; с другой стороны, с 1974 года он являлся обладателем официального вокального диплома, лауреатом всесоюзного музыкального фестиваля, автором музыки к нашумевшему кинофильму, в общем, обладал набором регалий, которые в иерархическом государстве имели вес. Он был разрушителем системы и ее частью одновременно. Может быть, поэтому система именно ему впервые "позволила" официально исполнять рок-музыку. В гигантских дворцах спорта он дает по три-четыре сольных концерта в день, и привыкшие к спортивным баталиям бетонные трибуны содрогаются от трехоктавного диапазона его голоса и оваций публики. Репертуар его выступлений был абсолютно нетрадиционным. Как в калейдоскопе сменяют друг друга сказочные разноцветные мозаики, так на его концертах чередовались народные напевы и жесткие рок-композиции, вокальные изыски и меткие социальные зарисовки.

Воодушевленные успехом "Романса о влюбленных" кинорежиссеры наперебой предлагают Александру работу над музыкой к кинофильмам. В 1975 году он работает сразу над несколькими кинолентами, не забывая о собственных записях, одновременно участвует и в проектах разных авторов: Геннадия Гладкова и Эдуарда Колмановского, Марка Минкова и Марка Фрадкина, а также многих других. В том же году Градский поступает в Московскую консерваторию в класс композиции Т.Н. Хренникова и записывает песню "Как молоды мы были" (музыка А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова). Эта песня на долгое время становится суперхитом не только на радио и телевидении, но и на всевозможных домашних посиделках, хотя она (в отличие от обычных трехаккордных шлягеров) достаточно сложна для непрофессионального исполнения. Вообще, в этой композиции на удивление органично переплелись и стихотворное видение Николая Добронравова (этот текст оказался одинаково актуален и для пожилых ровесников поэта, и для молодых людей, годившихся ему во внуки), и композиторский мелодизм Александры Пахмутовой, дополненный отличной оркестровой аранжировкой, и высочайшее вокальное мастерство Александра Градского.

Постоянная студийная работа в сочетании с активным музыкальным образованием и великолепными профессиональными данными позволяют Александру творить в студии чудеса. Жанр песни как отдельно взятого произведения становится уже не так интересен ему. В 1976 году Градский записывает первую часть сюиты "Русские песни", а двумя годами позднее, по совету Аркадия Петрова, появляется и вторая часть. В 1980 году на Всесоюзной фирме грамзаписи "Мелодия" выходит одноименная пластинка, жанр которой на конверте определен как "сюита на темы русских песен", хотя многие музыковеды считают альбом "Русские песни" первой рок-пластинкой, вышедшей в СССР (имеются в виду долгоиграющие пластинки. Миньоны и отдельные песни в сборниках выходили и раньше). Дабы читатели не могли упрекнуть авторов этой книги в личных пристрастиях, приведем аннотацию на этот альбом Артема Троицкого из его нашумевшей книги "Снова в СССР": "...Вышел и первый значительный рок-альбом - "Русские песни" Александра Градского. Это удивительно яркие и смелые интерпретации восьми аутентичных народных песен, созданных на протяжении тысячи лет, - от языческих ритуалов до революционного марша. К сладкому фолк-попу "Песняров" или "Ариэля" это не имеет никакого отношения - все номера предельно насыщенны, эмоциональны, с выдумкой аранжированы и в целом складываются в осмысленную историческую ретроспективу. Интересная, местами даже страшноватая музыка. Одна песня - "Плач" - абсолютно фантастична и не похожа ни на что. Градский сделал наложение порядка десяти вокальных партий, где пел за мужчин, женщин и безумных старух, причитающих на древнем похоронном обряде. У Градского великолепно поставлен голос (певец даже проходил прослушивание в Большом театре), но здесь он клянется, что после записи неделю не мог говорить. Если это не рок, то что-то еще покруче...".

Опробовав свои силы в новом для себя жанре вокальной сюиты и приняв такую форму как наиболее удобную для собственного творчества, Градский начинает "выдавать" одну студийную работу за другой: "Утопия А.Г." на стихи Пьера Беранже, Перси Шелли и Роберта Бернса (запись 1979 года); "Сатиры" на стихи Саши Черного (1980); "Сама жизнь" на стихи Поля Элюара (1981); "Звезда полей" на стихи Николая Рубцова (1982); "Флейта и рояль" на стихи Владимира Маяковского и Бориса Пастернака (1983); "Ностальгия" на стихи Владимира Набокова (1984); "Концерт-сюита" (на собственные стихи, 1979 - 1987); "Монте-Кристо" (на собственные стихи, 1987); "Экспедиция" (на собственные стихи, 1990). Кроме этого, записываются: вышеназванная опера "Стадион" (либретто А.Г. и Маргариты Пушкиной,1983 - 1985) и балет "Человек" по мотивам Редьярда Киплинга (либретто А.Г., 1987). Все эти работы (кроме "Экспедиции") издаются с опозданием от одного до семи лет от момента завершения записи, но абсолютный рекорд в 13 (!!!) лет принадлежит альбому "Размышления шута", где собраны самые ценные записи Градского и "Скоморохов" периода 1971 - 1974 годов, что никак не повлияло на руководство "Мелодии", издавшее долгоиграющую пластинку лишь в 1987 году. И это несмотря на то, что миньон с отдельными песнями выходил еще в 1978 году.

1980 год, оставшийся для всей страны годом смерти Владимира Высоцкого, становится для Александра в какой-то степени переломным. Нельзя сказать, что он подхватил из рук Высоцкого знамя некоего социально-человеческого откровения, но с этого момента его песни (такие, как "Песня о телевидении", "Монолог батона за 28 копеек", "Песня о друге" и др.) наполняются новой трагической глубиной, становясь не просто опусами в песенном жанре, а скрупулезными и беспощадными документами эпохи. Может быть, именно этим вызвано то, что в 83 - 84 годах с Градским происходят постоянные "неприятности", однако в конце концов голос и талант "принимаются во внимание"... Только в 1987 году Александра принимают в Союз композиторов, а в 1988 году впервые выпускают за границу - в поездку в США с группой деятелей искусства, кино и политики.

В самом конце восьмидесятых, заручившись поддержкой правительства Москвы, Александр Градский получает здание в центре Москвы (бывший кинотеатр "Буревестник" у метро "Добрынинская") и начинает реконструкцию, с целью создания в Москве Театра современной музыки. Возглавляемое им Московское театрально-концертное музыкальное объединение (МТКМО) издает на 13 компакт-дисках полное собрание сочинений маэстро под названием "Коллекция А.Г.", снимает и выпускает в свет музыкальные фильмы "Антиперестроечный блюз" (1991) и "ЖивЬем в России" (1996). МТКМО устраивает два "безумных" концерта в Москве (25 января 1990 г. и 17 марта 1995 г.), где, кроме традиционного сольного выступления певца, ему аккомпанируют симфонический оркестр и оркестр русских народных инструментов, а также рок-группы и друзья по цеху. В репертуаре этих уникальных концертных действ звучат не только песни Градского, но и классика: русские романсы и арии из всемирно известных классических опер.

Вследствие достаточно позднего выхода музыканта на международный рынок, его успехи не так уж широко известны в родном отечестве. Однако ему приходилось работать в совместных проектах с такими величинами западной музыки, как Лайза Миннелли и Шарль Азнавур, Дайана Уорвик и Крис Кристоферссон, "Grateful Dead" и Джон Денвер, Сэмми Дэвис и Синди Питерсон, - в США, Германии, Швеции, Испании и Греции. В 1990 году, после успешного завершения совместных с Джоном Денвером концертов в Японии, на Градского обращает внимание ведущая японская звукоиздательская фирма VMI (VICTOR). В результате подписанного в Токио контракта, выходят в свет два компакт-диска "Metamorphoses" ("Метаморфозы", 1991 г.) и "The Fruits From The Cemetery" ("Фрукты с кладбища", 1995 г.), на которых певец исполняет абсолютно разностилевые композиции, от русских народных песен и всемирно известных оперных арий - до классических западных рок-н-роллов и японских романсов.

Любое литературное повествование, будь то судьба человека или история творческого пути, принято завершать эффектной концовкой. Но, как говорят англичане, "что же это за традиция, из которой нет исключения", а посему мы оборвем наш рассказ в твердой надежде, что Александр Градский еще не раз порадует нас своими достижениями.