Не будет ни малейшим преувеличением, если сказать, что даже на богатой яркими творческими личностями музыкальной сцене Питера основатель, лидер и единственный несменяемый участник группы ВЫХОД Сергей "Силя" Селюнин (иногда известный как Силя-старший) - фигура, бесспорно, исключительная и даже уникальная. На протяжение своей долгой и причудливой биографии ВЫХОД не раз менял свой стиль, состав и форму существования, но что бы он ни исполнял - ритм-энд-блюз или рэггей, рок-н-роллы или романсы - песням группы неизменно присуще особенное видение мира, узнаваемый поэтический слог и своеобразный мелодический язык; к тому же, песни ВЫХОДА симпатичны полным отсутствием пафоса, который с успехом заменяют безжалостная ирония и безупречное чувство юмора - вещь в рок-н-ролле (особенно, в российском) крайне редкая.

Сергей Селюнин родился 2 марта 1958 в Таллине в семье военного, которая позже перебралась в Россию и обосновалась в пригороде Питера Ломоносове. Музыкой Силя заинтересовался ещё в начале 70-х, но серьёзной роли в его жизни рок-н-ролл не играл до тех пор, пока в 1975 Селюнин не поступил на физический факультет Университета, где свёл дружбу с компанией студентов, которые играли в группах АРХИВАРИУСЫ, БЛЕДНЫЕ КОНИ АПОКАЛИПСИСА, позже ГУЛЛИВЕР, пробовали силы в музыкальной журналистике, а также составляли костяк труппы самодеятельного театра "Fringe" Владимира Сорокина.

В школьные годы Селюнин сочинил и записал в бытовых условиях два альбома собственных песен, но потом надолго забросил песенное творчество. Вслед за новыми приятелями он стал актёром театра "Fringe" и даже сыграл Злеца в пьесе Бориса Гребенщикова "В объятиях джинсни".

Только на рубеже 80-х меломан, ценитель и знаток западного рока, Силя вернулся к сочинительству, на что его подбил соученик и один из издателей журнала "Рокси" Олег Решетников. Уже вскоре Селюнин добился известности в университетских кругах как автор-исполнитель. Осенью 1981 он несколько раз играл на сцене в электричестве с группой БЛЕДНЫЕ КОНИ АПОКАЛИПСИСА, а в феврале 1982 собрал свой первый ВЫХОД.

В состав группы вошли: Сергей Селюнин, гитара, вокал, Александр "Кипарис" Андреев (р.2.06.58 в Ленинграде), бас, вокал, Андрей "Забл" Заблудовский (р.11.09.59 в Ленинграде), скрипка, гитара, и Михаил Брук (р.6.08.58 в Ленинграде), барабаны. Андреев и Брук стартовали в 1973 в школьной группе REVIVAL (вместе с Аликом Решетниковым), студентами играли в АРХИВАРИУСЕ, БЛЕДНЫХ КОНЯХ АПОКАЛИПСИСА и ГУЛЛИВЕРЕ, а также редактировали легендарный самиздатовский журнал "Рокси" (опять же, вместе с Решетниковым). Студент джазового училища Андрей Заблудовский до этого успел отметиться разве что в финальном составе ХАМЕЛЕОНЧИКА ЗА.

Согласно одной из легенд, название ВЫХОД было инспирировано альбомом Боба Марли "Exodus" (которое, в свою очередь, отсылало слушателя к библейской книге "Исход"), хотя Андреев позже утверждал, что оно родилось как калька с английского "Way-Out" (с одной стороны, "выход из положения", с другой - "нечто из ряда вон выходящее").

Они дебютировали в Ленинградском Рок-клубе в марте 1982, в одном концерте с такими же неизвестными тогда КИНО и СТРАННЫМИ ИГРАМИ. Состав ВЫХОДА на этом выступлении усилили гитаристы Юрий Дышлов (экс-ГУЛЛИВЕР), Александр Кожевников (экс-АБЗАЦ), а также автор песен, певец и бывший пианист групп ХАМЕЛЕОНЧИК ЗА, ГУЛЛИВЕР и АБЗАЦ Владимир Захаров, который на время стал пятым элементом группы.

В том же июне на квартире Алексея Бавина (экс-БЛЕДНЫЕ КОНИ АПОКАЛИПСИСА) ВЫХОД записал свой дебютный альбом "Брат Исайя" и распался, однако, годом позже Силя и Андреев записали дома у последнего свой второй альбом "Ты, я и Муму" (имя Муму носил вымышленный персонаж, к хрестоматийному рассказу Тургенева отношения не имевший).

Осенью 1983 Селюнин, Андреев и Брук начали готовить следующую программу. Новым соло-гитаристом должен был стать основатель СТРАННЫХ ИГР Александр Давыдов, который в то время уже подумывал расстаться со своим детищем - однако, 5 ноября 1983 Михаил Брук скоропостижно умер от тяжёлой болезни, а через семь месяцев так же неожиданно ушёл из жизни и Давыдов. ВЫХОД на время замолчал.

Андреев до 1985 продолжал редактировать "Рокси", весной 1984 репетировал с ЗООПАРКОМ, но так и не влился в его ряды, а потом покинул музыку, став генеральным директором компьютерной компании SoftJoys, где трудится и Олег Решетников; Заблудовский добился признания как четвёрть бит-квартета СЕКРЕТ; Дышлов продолжал вращаться в музыкальных кругах, потом мигрировал в мир театра и занимался аппаратурой, а Захаров женился и пропал из виду.

Отсутствие стабильного состава, что повлекло за собой вынужденный отказ от публичных концертов, а также нежелание Сили включиться в деятельность Рок-клуба и играть по его правилам, ограничили популярность ВЫХОДА, и до поры до времени репутация группы носила, скорее, культовый характер, при этом, более значимый в Москве, где его популяризовал журнал "Ухо".

Следующая глава в биографии ВЫХОДА началась осенью 1984, когда Селюнин объединился с обломками хард-рокового РОК-ШТАТА (Николай Фомин, гитара, Дмитрий Благовещенский, бас, и Михаил "Сэм" Семёнов, ф-но). Этот состав, который дополнили перкуссионисты Михаил Берников (вместе с Семёновым - участник фри-джазового трио ПЧЁЛЫ И ГЕЛИКОПТЕР) и Сергей Воронин, записал третий альбом ВЫХОДА "11-й этаж (1984). Почти тот же состав - за вычетом Воронина, которого сменил ломоносовский барабанщик Андрей Сысоев (экс-ХХ ВЕК) - фигурировал на альбоме "Знаем слово" (1985).

В 1986 дискографию группы пополнили ещё два альбома, "Выход в Москве" - вопреки названию, он был записан в Петергофе - и "Рок-н-ролл - не просто возраст". Барабанили на них, соответственно, Андрей Вепров (экс-МАРАФОН) и Борис Шавейников (ЮЖНЫЙ КРЕСТ, ПУЛЬС, РОК-ШТАТ). Эти альбомы были едва известны в Питере, но приобрели бешеную популярность в Москве, куда Силя по семейным обстоятельствам переехал в том же 1986.

ВЫХОД снова распался. Между тем, Фомин, Берников и Сысоев в конца 1985 влились в группу ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ, куда принесли часть репертуара ВЫХОДА. В 1987 ко ВРЕМЕНИ ЛЮБИТЬ присоединились Благовещенский и Семёнов, а едва ли не половину второго альбома группы "Отдайся, родная" (1989) составили песни Селюнина.

Летом 1987 свет увидел единственный альбом сводной группы МИШКА, ГРИШКА И ШЕСТЬ БРАТЬЕВ, каковыми являлись Берников (ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ), Григорий Нестеров (общий приятель всех музыкантов), братья Фомины, Благовещенские и Селюнины. (Андрей "Силя-младший" Селюнин в разное время участвовал в группах ВТОРОЕ НАЧАЛО, ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ, НАТЕ! и КОШКИН ДОМ.)

Весной 1988 в Москве Селюнин собрал новую версию ВЫХОДА: Сергей Останин, гитара, Игорь Филиппов, саксофон, и Александр Щербаков, барабаны - сам он к этому времени освоил бас - но эта группа продержалась вместе несколько месяцев и дала порядка десяти концертов. Помимо того, в московский период Силя сыграл часть басовых партий на альбоме "Московские чувства" группы ЧИСТАЯ ЛЮБОВЬ, в которой пел столичный рок-журналист Сергей Гурьев.

В 1989 ВЫХОД вернул питерскую прописку, а в сентябре 1989 дебютировал на I Фестивале журнала "Аврора" в ЦПКиО в виде хард-блюзового трио: Селюнин, бас, вокал, Фомин, гитара, и Андрей Вепров (экс-ГЕОМЕТРИЯ), барабаны. В конце того же года Вепрова (позже МИФЫ) сменил Юрий Николаев (ТРИЛИСТНИК, ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ). В январе 1990 Силя с гитарой удачно выступил на фестивале "Рок-акустика" в Череповце, сорвав бурные аплодисменты своими ироничными номерами "Раздевайся, дорогая", "(Я так) Торчу с твоих ног", "Бугор", "Он мой друг" и т.д.

Всю весну Силя интенсивно записывался с синтетическим проектом МАНЬЯКИ, в который входили музыканты ВЫХОДА, ВРЕМЕНИ ЛЮБИТЬ, НОЛЯ и их всевозможные приятели. К началу лета из этой компании сложилась группа ЧЁРНЫЕ ИНДЮКИ, объединившая Силю с Дядей Фёдором Чистяковым (НОЛЬ), однако, давшая всего один концерт.

Летом 1990 ВЫХОД снова изменил формулу звучания и состав, превратившись в акустическое трио: Силя, Олег Сакмаров, флейта, саксофон, и Пётр Акимов, виолончель (оба из КЛУБА КАВАЛЕРА ГЛЮКА). В июне они записали на студии питерской "Мелодии" первый профессиональный альбом ВЫХОДА "Непрерывность простых вещей" (издан Отделением Выход в 1995). Участие в записи принял также перкуссионист Сергей Агапов (экс-БУРАТИНО).

В декабре группа в электричестве (Силя, Сергей Зайцев, аккордеон, Андрей "Дрон" Орлов (ЮГО-ЗАПАД), барабаны, Иван Воропаев (АКВАРИУМ), скрипка, и неидентифицированный бас-гитарист Дима) отметилась на II (Рождественском) фестивале журнала "Аврора". В феврале 1991 на студии Андрея Шевцова ВЫХОД записал свой восьмой альбом "Не могу кончить", на котором играли Акимов, Сакмаров, Воропанов, а барабаны программировал Александр Гольеж (ПУЛЬС). После того, как Сакмаров начал тесно сотрудничать с АКВАРИУМОМ и NAUTILUS POMPILIUS, становясь всё более занятым, Селюнин собрал ещё один состав, в который вошли Николай Гудкон (UNDERGROUND SUNBURN), гитара, Вадим Сулимов (ВРАЩЕНИЕ ИЗ), бас, и Павел Хлобыстин, барабаны. Позже Хлобыстина сменил не особенно загруженный в ПОП-МЕХАНИКЕ Юра Николаев.

Следующие несколько лет Силя (то в электричестве, то в акустике, иногда дуэтом с Сакмаровым или Акимовым, а то и с одной гитарой), гастролировал по стране. Летом 1992 он работал в студии на Фонтанке над новыми песнями, но альбом так и не был закончен. Позднее эти песни вошли в совместный с НОЛЁМ архивный альбом "Созрела дурь".

В мае 1993 был записан (а через год увидел свет) очередной альбом ВЫХОДА "Выхода нет", сыгранный его старо-новым составом: Сакмаров, флейта, гобой, Сулимов, бас, Воропаев, альт, Максим Жупиков, скрипка, Алексей Николаев (экс-НОЛЬ), домра, балалайка, и Юрий Николаев, барабаны. Он стал, пожалуй, самой интересной и цельной работой группы середины 90-х и включал многие песни, надолго оставшиеся в её репертуаре ("Бедное животное", "У речки, у реки", "Весна в голове" и т.д.). В том же году фирма Тау-продукт (Москва) увековечила в виниле альбом "Не могу кончить". Позднее изданием записей ВЫХОДА занялся Олег Коврига, открывший лэйбл Отделение Выход.

Кроме того, каждое лето, начиная с 1993, Силя с гитарой проводил в Европе и исколесил всю Скандинавию, Германию, Данию и т.д., исполняя на улицах классические рок-н-роллы, рэггей и фолк. Летом 1994, дрейфуя из Норвегии в Данию, Селюнин неожиданно встретился с "экспортной" фолк-панк группой BRAIN DRAIN своего старого приятеля Николая Фомина и начал периодически сотрудничать с ней на европейских просторах.

С открытием в Питере в ноябре 1995 клуба "Перевал" ВЫХОД стал одними из его завсегдатаев. Там же Силя познакомился с музыкантами молодой группы КС, что положило начало их продуктивному сотрудничеству: с весны 1996 барабанщик КС Кирилл Погоничев вместе с Вадимом Сулимовым составил новую ритм-секцию группы, а к 1997 то появлявшихся, то исчезавших Сакмарова и Акимова (этот квинтет в январе-марте 1996 записал на студии "Карнавал" альбом "Популярный психоанализ") заменил их же клавишник Павел Ключарев.

В июне 1997 группа выступила на Питерском Рок-фестивале Театра DDT. Это лето, кстати, оказалось единственным, когда Европа не дождалась гастролей Селюнина, который посвятил его воспитанию подрастающего поколения. Осенью на Студии DDT Ключарев и Сулимов записали альбом "Выход [К]", в котором уже известные песни ВЫХОДА прозвучали в рэггей. На следующий год он вышел под лэйблом DDT Records.

Постоянно экспериментируя со звуком, весной 1998 Силя записал в домашних условиях материал следующего альбома, используя компьютер, лето катался по Европе, аккомпанируя себе на балалайке, а осенью вернулся и решил-таки переписать материал с живыми музыкантами. Процесс затянулся почти на год (февраль-сентябрь 1999, с перерывом на летние гастроли) и собрал пёстрый состав участников: Акимов, Сакмаров, Ключарев, Юрий Николаев, Иван Жук (экс-КЛЮЧ), гитара, Дмитрий "Монстр" Гусаков (экс-НОЛЬ), бас, и Николай Рубанов (АУКЦЫОН, С.К.А.), саксофоны. Записал его вновь Леонид Рыбкин на студии "Карнавал".

Одно время Селюнин подумывал о том, чтобы отказаться от имени ВЫХОД: "Это уже не группа - многие музыканты, которые участвовали в записи, даже не встречались в студии и не всегда знакомы между собой." И всё же, в конце года Отделение Выход выпустило эту запись как альбом ВЫХОДА "Два года до конца".

Двое из этих музыкантов (Жук и Гусаков) вошли в очередной вариант ВЫХОДА, который дебютировал в "Зоопарке" в декабре 1999. Кроме них, его составили Дарья Захурова, флейта, и Леонид Замосковский (МАШНИНБЭНД), барабаны. Жук на следующий год присоединился к группе Фёдора Чистякова ЗЕЛЁНАЯ КОМНАТА, хотя изредка продолжал играть и с Силей, а Замосковского в феврале сменил ветеран ВЫХОДА Андрей Вепров. В июне началась запись следующего альбома группы, которая растянулась на полтора года и была закончена лишь в конце 2001.

В июне 2002 "Рыжый Альбом" (правописание остаётся на совести дизайнера обложки) увидел свет. Тем же летом ВЫХОД принял участие в фестивале "Окна Открой" на стадионе им. Кирова. Захурову предыдущей осенью сменила Елена "Лэгги" Строкина из КЛЮЧА, а бас-гитару взял в руки Дмитрий "Дуче" Бациев (КАФЕ) - в следующем мае он ушёл поднимать свой проект НЕОФОЛК, а на басу некоторое время играл Андрей "Тони" Бредов (ПТИЦА СИ, СП БАБАЙ).

Составом: Селюнин, Акимов, Бредов, Строкина и Вепров ВЫХОД отметился на Полуфинале третьих "Окон" (май 2003), гастролировал по стране, выступал в Москве при поддержке агентства "Второй Этаж", а также проводил регулярные концерты в питерском клубе "Орландина".

К следующей весне (и четвёртым "Окнам") ВЫХОД потерял Бредова и Строкину (которая перебралась в Киев): гитаристом стал известный металлист Сергей Титов (СКОРАЯ ПОМОЩЬ), а бас взял в руки Андрей "Липсон" Липейко (АЗАРТ, МИФЫ, ОПАСНЫЕ СОСЕДИ). В том же 2004 звукорежиссёр и коллекционер Алексей Марков выпустил первую mp3 коллекцию ВЫХОДА "Вечное N 1", а на следующий год свет увидел концертный альбом "Всё ещё никак не могу кончить".

Помимо того, за последние несколько лет появилось несколько разнообразных (как правило, концертных) записей ВЫХОДА и соло-выступлений Селюнина. В 2003 вышел альбом "Созрела дурь", в некотором смысле, продолжение истории ЧЁРНЫХ ИНДЮКОВ, поскольку песни Сили на нём исполняют музыканты НОЛЯ. До сих пор не изданы все ранние альбомы группы, за исключением "Брата Исайи" (вышел на кассетах в 1997).

После завершения "Рыжего Альбома" Силя практически не появлялся в студии, компенсируя отсутствие новых записей ростом числа концертов и расширением их географии. С осени 2005 он нередко выступал с малым составом ВЫХОДА, в который входят Пётр Акимов (с 1997 живущий в Москве, где он сотрудничал с Ольгой Арефьевой, Сергеем Калугиным, Юлией Теунниковой и др.) и Екатерина Нестерова, саксофон.