Святослав Задерий родился в Ленинграде в 1960 году. Свою первую рок-группу «Летающая крепость» он собрал в 1978-м, окончив школу и поступив в техникум приборостроения.
Почему у Святослава не сложились отношения с самим созданным коллективом, история умалчивает, Так или иначе, в 1980 году Задерий был изгнан из «Крепости» и тут же собрал новый состав – «Хрустальный шар». За это время он успел год проучиться в джазовой школе, но потом бросил её.
Вскоре «Хрустальный шар» вступил в только что созданный в 1981 году Ленинградский рок-клуб. В составе группы в тот момент значились: Святослав Задерий (по прозвищу «Алиса») – вокал, бас; Михаил Нефёдов – барабаны; Андрей Христиченко (по прозвищу «Кролик») – вокал; Владимир Богатырёв («Кровавый») – гитара. (Обратите внимание, здесь в нашем повествовании впервые появляется слова «Алиса»!) В достаточно вялом состоянии «Хрустальный шар» пребывал до 1983 года, когда гитарист Владимир Богатырёв женился, после чего группа практически распалась…
На одном из заседаний рок-клуба, в котором творческий простой не приветствовался, к Задерию подошел клавишник Павел Кондратенко и предложил объединить усилия с группой «Демокритов колодец». «Демокритов колодец» был детищем приехавшего из Красноярска гитариста Андрея Шаталина. Шаталин тогда учился в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) , жил в общежитии.
Вспоминает Задерий: «Шаталина я до того уже видел – он выступал в группе «Демокритов колодец», им самим созданной.
И когда я узнал, что человек из Красноярска умудрился создать здесь группу, написать для неё и тексты и музыку, и при этом у него еще в группе грузин с Салтыковым, позже известным по другим проектам…
Шаталин был такой – Железный Дровосек – совершенно спокойный, очаровательный мужчина. Он мне импонировал больше всех в этой группе – а они играли в стиле «Бостон», довольно жестокую музыку.
И было видно, что от Шаталина там основная энергия и идет. Несмотря на то, что он сам по себе скромный и спокойный…».
В состав «Демокритова колодца» на момент знакомства со Славой «Алисой» входили вокалисты Тимур Боджгуа и Виктор Салтыков, гитарист Андрей Шаталин, басист Эдуард Иванов и барабанщик Владимир Трофимов (последний до этого играл в «группе сопровождения» у Софии Ротару). Шаталин действительно являлся стержнем группы, и «Демокритов колодец» развалился практически сразу после работы Андрея с Задерием.
Поэтому было бы неточно утверждать, что новый состав Задерия сложился и музыкантов «Хрустального шара» и «Демокритова колодца» - Задерий забрал к себе понравившегося ему Андрея Шаталина и, кроме того, Павла Кондратенко, который познакомил его с Шаталиным. Из «Хрустального шара» в новый коллектив влились Задерий и барабанщик Михаил Нефёдов.
Встал вопрос о репертуаре, но предоставим слово Задерию: «Ситуация была такая: Шаталин любит «Бостон», «хард-рок», «Дип Пепл». Паша Кондратенко – более мягкую музыку, я увлекался психоделическим сложными штуками, поэтому вроде бы сначала произошла несостыковка, но потом я их уговорил…
С помощью алкоголя, места и аппаратуры: ребята, почему бы нам, собственно, не сойти с ума, и не начать изначально с хаоса? Давайте не будем задаваться вопросом «что мы будем играть?», а просто будем играть и чувствовать гармонию того, кто играет дольше. То есть принцип был очень простой, и постепенно мы составили «хаосную» программу – «Синтезатор Сладострастия»…». (Отметим глубокий философский подход Задерия.
Он вырос в профессорской семье, и к формированию концепции вновь создаваемой группы подошел с сугубо научной стороны. Как известно, любая космогоническая структура начинается с состояния Хаоса. Это присуще началу любой мифологии. Уже потом какая-нибудь птица гагара извлекает из Хаоса кусочек суши, и это служит точкой отсчета Миросоздания.)
Работали с материалом на репетиционной базе в корабельном институте, где до того короткое время базировался «Аквариум». А вскоре произошло и боевое крещение нового коллектива – их попросили выступить на студенческих танцах. Задерий: «Попросили нас сыграть для местной публики – на танцах для студентов.
Мы переоделись. Паша надел на голову банку, привязав ее проводком, Шаталин – на голое тело – фрак, у меня была кепка лихая и футболка с надписью «Эйр Франс»: короче, выглядели мы «цветно». Вышел Терещенко, объявил, что выступает группа «АлисА». Мы выскочили на сцену с криком: «Ха-а!», ударили по струнам, публика обернулась… и побежала. Бегом! Вся! Не сговариваясь!
Мы после третьего аккорда остановились, и мне пришлось в микрофон кричать: «Ребята, стойте, мы, собственно говоря, ничего против вас не имеем…». Я впервые такое видел - а ведь до этого много на концертах играл. То ли мы принесли какую-то энергетическую волну, то ли что, но ситуация была просто абсурдная. Остановились они метрах в десяти – стоят, на нас поглядывают. Было такое ощущение, что Змей Горыныч выскочил на сцену, поклацывая зубами и попыхивая огнем… Ну, вернулись они обратно, послушали все, потом даже начали танцевать…» Вот такой дебют!
Итак "пробная" программа называлась "Синтезатор сладострастия", но первым серьезным проектом, вынесенным группой на суд зрителей II-го фестиваля Ленинградского рок-клуба, явилась программа "Кривозеркалье". Именно во время этого выступления Кинчев в первый раз услышит "Алису" и подумает, что хотел бы играть и петь с этой группой…
Однако не будем забегать вперед. Вокалистом в только что созданную "Магию" Задерий пригласил своего знакомого Петра Самойлова, лидера распавшейся к тому времени студенческой группы Ленинградского Электромеханического института "Золотое время". Но спустя некоторое время Задерий счел, что в группе недостаточно музыкантов, и привел в коллектив саксофониста Бориса Борисова. Это сильно задело Петра Самойлова, который в свое время этого самого Борисова в свое "Золотое время" не взял. В итоге Самойлов из группы ушел, а Борисов по совместительству стал еще и вокалистом. Так потихоньку, мы подошли к моменту когда "Магия" стала называться "Алисой".
Как мы помним, собственно, "Алиса" - это было прозвище самого Задерия,любившего ролевые игры и отождествлявшего себя с героиней книги Льюиса Кэрролла "Алиса в Стране Чудес". (Кроме Алисы в группе "Хрустальный Шар" жил-был еще один персонаж этой книжки - Андрей Христиченко, Белый Кролик.) В связи с прозвищем женского рода Задерию приходилось частенько доказывать окружающим, что дело совсем не в гомосексуализме, а в психологии. Представьте, сидят три гарных хлопца: Майк Науменко ("Зоопарк"), Задерий и Игорь Губков (он же Монозуб, он же Панкер, известный в то время звукооператор). Майк звонит домой и говорит жене: "Я здесь с Панкером и Алисой. Нет, Алиса это не женщина, это мужчина...".
Психология - дело тонкое... Говорят, что имя Алиса в качестве названия для группы тоже прошло не гладко, президент ЛРК Николай Михайлов восставал: "Ну что вы женское имя придумали! Возьмите любое мужское!".
Но в потом сдался. Тексты песен для "Алисы" в тот период писал Илья Утехин. Приз наем, что парню это делало изрядную честь, поскольку Илье тогда было от силы 16 лет, а исполнители песен на его тексты уже были по меркам старшеклассника взрослыми дядями. Илью в "Алисе" ценили, и на его удостоверении для прохода в рок-клуб значилось, не больше не меньше, "Поэт группы "Алиса", так-то. (В настоящее время доцент Илья Владимирович Утехин преподает лингвистику и семиотику в Европейском университете в Санкт-Петербурге).
Итак, в "Алисе" периода "Кривозеркалья" (в 1984 году) играли и пели: Святослав Задерий - "отец идеи", вокал, бас-гитара; Андрей Шаталин - гитара; Павел Кондратенко - клавиши; Михаил Нефедов - барабаны; Борис Борисов - вокал, саксофон. Забегая вперед, заметим, что из всех перечисленных старожилов "Алисы" на протяжении всей ее многолетней истории неизменно присутствовал в составе только барабанщик Миша Нефедов. Который и до сих пор успешно барабанит в группе.
Михаил Александрович Нефедов родился 10 января 1960 года в Ленинграде. Вспоминая об истоках своей музыкальной карьеры, не раз повторял, что все началось с большого дивана, который стоял у Нефедовых дома. Подрастающий Миша, бывало, лупил по нему палкой, и получалось очень мощно. Так что, когда его пригласили барабанщиком в дворовую команду, поставил условие: "Берите и диван. Видите, какой у него звук?
Если у барабанов будет такой же, я буду играть у вас". Окончив школу, Михаил Нефедов поступил в техникум связи и одновременно - в джазовую школу, в которой, кстати, учился и Задерий. Правда, Задерий ушел оттуда за два года до того, как там появился Нефедов, поэтому они познакомились позже. Вспоминает Нефедов: "Познакомились мы так: у Задерия была своя команда (забыл, как называлась), и его барабанщик должен был уйти в армию. Об этом мне рассказал мой однокашник Вовка, который вместе с Задерием учился в техникуме приборостроения.
Вот мы с ним съездили на репетиционную точ ку к Задерию в ДК "Невский". Однако барабанщика в армию не взяли, и я оказался за бортом шоу-бизнеса. Прошел год, и однажды - звонок в дверь. Открываю - стоит Задерий с каким-то парнем. Я его даже не сразу узнал. Он говорит: "Привет, помнишь, ты приходил к нам на точку? Видишь, какая штука: я всех выгнал, этот парень - гитарист, нужен барабанщик"... В общем, я согласился, и так возникла группа "Хрустальный шар"... (интервью газете "Шабаш", N 3, Тула, 1993).
Возвращаясь к "Алисе" образца 1984 года, отметим, что Задерий был, конечно же, идейным вдохновителем коллектива, его стержнем. И нельзя сказать, что у него совершенно не было голоса или слуха - настолько, что он не мог бы петь сам. Но в силу своей эмоциональности Задерий не мог ограничить для себя сценическое пространство микрофонной стойкой - и частенько промахивался мимо микрофона. Поэтому коллектив постоянно искал вокалиста.
В "Хрустальном шаре" у Задерия пел Андрей Христиченко, в "Алисе" - Борис Борисов, которому в наследство от Христиченко досталось прозвище Кролик. Ни тот, ни другой, видимо, не несли в себе выраженной творческой позиции, иллюстрируя только идею и позицию лидера группы - Задерия. Борис Борисов в "Алисе" продержался недолго. После его ухода в том же 1984 году группа снова озаботилась поисками вокалиста. И тут подвернулся Кинчев.
Москвич Константин Кинчев родился 25 декабря 1958 года (около часа ночи, если это интересно ярым поклонникам). Когда Косте было около 7 лет, он в первый раз убежал из дома. Подбив двух своих дворовых друзей в сотоварищи, Костя собрался к Черному морю, где планировал выкопать на берегу клад, построить пиратский корабль и зажить, наконец, нормальной жизнью - чего в Москве-то прозябать?! Беглецов поймали в электричке на выезде из Москвы...
Когда семья выезжала летом на дачу в Подмосковье, любимым занятием Кости было уйти одному в лес, к тому месту, где к дереву были привязаны качели на двух веревках. Покачиваясь на доске, он представлял себе, что муравьиная тропа на земле - это город и мельтешащие фигурки людей. А сам он, соответственно, летит над ними на приличной высоте...
В 1966 году Костина мама, преподаватель ВУЗа, купила ему магнитофон "Днепро" и записала кассету "Битлз", ст ремясь заинтересовать сына английским языком. Костя стал слушать "Роллинг Стоунз", а английского не выучил до сих пор.
Летом 1972 года Костя поехал в пионерлагерь "Звездочка", рядом с которым располагался палаточный лагерь хиппи. Оттуда Кинчев привез устойчивый интерес к творчеству "Блэк Саббат" и, кроме того, те три первых блатных аккорда, с которых начинает всякий, кто берет в руки гитару. Через год он уже пытался играть "Лед Зеппелин", а в 1973 году написал свою первую песню.
В 1974-ом Костя собрал группу "Круг Черной Половины". А еще через два года в московском районе Тушино появился следующий коллектив - "Сломанный воздух". Летом играли на танцплощадке в Красногорске. Репертуар состоял из "Блэк Саббат", "Лед Зеппелин" и "Дип Пепл".
В тот же год Костю пригласили вокалистом в университетский ансамбль "Золотая Середина". Но того хронически не устраивали крайне пафосные тексты, хоть и на своем языке, и он "немного с ними порепетировав, свалил"…
Следующий состав, собранный Кинчевым, назывался "Забвение". Посл е этого вплоть до 1983 года Константин пребывал в состоянии затянувшегося простоя, правда, успел год проучиться в хоровом училище при Большом театре и получить высшее экономическое образование, поучившись в Кооперативном и Технологическом институтах.
В 1983 году Кинчев собрал группу "Зона отдыха" и записал одноименный альбом, состоявший исключительно из собственных песен. Коллектив не дал ни одного концерта, но сразу попал в список запрещенных в Москве.
В 1984 году Кинчев, посетив Питер, познакомился с Майком Науменко и с его подачи записал за ночь альбом, который так и назвали - "Нервная Ночь". На этом самом альбоме Майк должен был озвучить партию бас-гитары, но запил и не пришел. Тогда Панкер (он же Монозуб, он же Игорь Гудков) на студии которого в Театральном институте дело происходило) срочно нашел Майку замену - басиста и лидера "Алисы" Святослава Задерия.
В тот день они вошли в студию в два часа дня, а вышли в два часа ночи уже со сведенным альбомом. После чего Задерий пригласил Кинчева в группу "Алиса" на место вокалиста.
Кстати, кроме Кинчева и Задерия в записи "Нервной ночи" приняли участие гитарист Андрей Заблудовский и барабанщик Алексей Мурашов,более известные как участники группы «Секрет»… Правда, по версии Задерия, с Костей Кинчевым он познакомился раньше, в мужском туалете ленинградского рок-клуба. «Ко мне подвел его Панкер и представил как своего знакомого из Москвы. ОН был симпатичный мальчик с пронзительными угольно-черными глазами,с челкой, ниспадающей на нос и с точечкой на кончике этого носа. Я не обратил на него внимания…» - Так Святослав Задерий воспроизвел исторический факт своей первой встречи с Кинчевым…
Вспоминает Михаил Нефедов: "Приходит на репетицию Задерий и говорит: мол, был в Москве, познакомился через Андрея Заблудовского с парнем - зовут Костя, сочиняет и поет. Музыканты "Секрета" помогли ему записать альбом "Нервная Ночь". Послушайте кассету, может, понравится...". Мы послушали. Мне, кстати, совсем не понравилось - говорю, гребенщиковщина какая-то, на фиг нам это надо? Славка говорит: парень завтра приезжает, давайте попробуем, может, что и получится.
Приехал Кинчев, скромный такой. И знаешь, с первой репетиции как-то покатило, мы сразу за один присест сделали шесть вещей - основу будущей программы "Энергия"...". ("Шабаш" N 3, Тула, 1993). Поначалу Кинчев не планировал навсегда связывать себя с "Алисой", а согласился лишь помочь исполнить и записать старую программу "Алисы", не более.
В идеале, ему хотелось работать с разными составами и время от времени менять имидж целиком. "Алиса" казалась ему группой, с которой можно было исполнять "энергичные" песни, для песен "задумчивых" - по его тогдашнему мнению - требовался иной коллектив. Константин ощущал себя одиночкой, стоящим в стороне от всех, этаким Наблюдателем.
Однако нельзя забывать, что ко времени появления Кинчева в "Алисе", его роль - как вокалиста - не подкреплялась лидерством. Поначалу Костя с неудовольствием отмечал, что Задерий старается перекроить его на свой лад, стремясь вписать нового певца в свою концепцию. Но у Константина имелась программа, состоящая из собственных песен, и "Алиса" уже начала ее репетировать. В данной ситуации Задерий, не желающий корректировать своих взглядов на роль Кинчева, в общем-то, сам подготавливал конфликтную ситуацию, если хотите - сам подписывал приговор своему дальнейшему пребыванию в составе группы...
Действительным триумфом «Алисы» стало выступление на III-м фестивале ленинградского рок-клуба (8 марта 1985 года). Вот описание этого концерта «Алисы», появившееся в ныне раритетном 2 номере московского самиздатовского журнала «Урлайт»,вышедшем в том самом 1985-м: «… «АлисА» играла в первый день…
Я слушал «Алису» лишь однажды – этой зимой, и меня тогда хватило лишь на три песни. Здесь, правда, с «Алисой» выступал сногсшибательный – по рассказам – вокалист из Москвы Константин "Доктор" Кинчев, так что я решил заглянуть в зал. Уже по одному процессу появления музыкантов на сцене под какую-то смурную фонограмму, я понял – дальше будет хорошо, а одно движение пальцев кистей рук «Доктора» Кинчева привело меня в восхищение.
Первая же песня – «Экспериментатор» - страшной силы хит! Дальше – круче, а через 25 минут все кончилось, оставив меня в состоянии потрясения и убеждения, что ничего лучшего на фестивале точно не может быть. Музыка «Алисы» - это жестокая «новая волна», пост-панк (в основном черное, немного красного и белого) – не совсем сегодняшний день, но стиль настолько выдержан, и стилем настолько все проникнуто, что просто захватывает дух.
Все свое, все настоящее…
И опять-таки Кинчев. Кстати, он первым на фестивале опроверг известный миф о том, что и зал-де в рок-клубе дурной, и микрофоны плохие, и аппарат, - поэтому, мол, ни одного слова не понять. «Доктор» Кинчев умеет петь в микрофон, он просто умеет петь, он умеет так стоять на сцене итак петь, как не умеет никто.
Комсомольцы, конечно, обвинили «Алису» в агрессивности и хождении не тем, каким надо, путем. Приходится отвечать.
Такая музыка – это не высвобождение низменных инстинктов и агрессивных наклонностей у несознательных молодых людей. Это освобождение, это способность внутренне свободной личности выступать или в своем облике, или надевать на себя любые маски и личины…». Какие могут быть комментарии к данной рецензии? Поразительная точность впечатлений, а по поводу черного и красного – так просто пророчество!..
Летом 1985 года Андрей Шаталин получил диплом железнодорожника и отбыл по распределению на работу в Прибалтику. «Алиса» осталась без гитариста. Тут-то и подвернулся уже знакомый нам Петр Самойлов, который давно нигде не играл, а потому его как тунеядца перестали пропускать на рок-клубовские концерты. Петер Сергеевич Самойлов родился 20 ноября 1958 года в Ленинграде.
Петя вырос в музыкальной среде, его отец Сергей Дмитриевич играл в ансамбле «Дружба» (аккомпанировавшем Эдихе Пьехе) на ударных. Столь редкая профессия главы семьи накладывала авантюрный отпечаток на быт – денег порой не хватало даже на самые насущные потребности, зато посреди комнаты красовалась ударная установка, приобретенная за пять тысяч рублей, что в те времена являлось запредельной суммой…
Как правило, в подобных семьях дети рано начинают проявлять музыкальные способности, и родителям не остается ничего другого как отдать наследника учиться играть на скрипке. Петя Самойлов «скрипел» начиная с трехлетнего возраста, а в четырнадцать выпросил у отца гитару, причем ему пришлось изрядно поклянчить, поскольку большинство уважающих себя музыкантов гитару за серьезный инструмент не считают…
Гитару Самойлов осваивал сам, и долгое время играл один, пока кто-то из друзей не познакомил его с группой «Золотое время», в репертуаре которой песни Самойлова заняли достойное место.
Потом Петр Самойлов недолго выступал в составе Владимира Козлова « Союз любителей музыки», после чего был приглашен Задерием в прообраз «Алисы» - группу «Магия». Историю несогласия Самойлова с появление в «Магии» вокалиста Борисова ( стимулировавшую уход Петра) мы уже знаем, и вслед за этим он в течение года пел в «Патриархальной выставке»…Наконец, после отбытия Андрея Шаталина в Прибалтику, Задерий вспомнил о Самойлове и пригласил Петра в «Алису» на место гитариста – благо, причины раздора в лице Борисова уже не наблюдалось.
А вот как описывает свою первую встречу с Самойловым Кинчев: «С Петей первая встреча была на станции метро «Горьковская». Мы вышли – Задерий говорит: «Вот, этот парень». Стоит такой: брюки клеш с отворотами, пиджак, рубаха с петухами навыпуск, челка. Пошли к нему домой.
Его комната выглядела так: обоев нет, на стенах обрывки газет, бычки на полу слоем, две шконки – его и брата Паши. И шкаф стоит. И куча бутылок… Ну, вот. Я его загрузил грандиозностью задач. Сказал, что буквально через неделю садимся записывать альбом…»
Так в «Алисе» появился новый гитарист, который для начала нота в ноту выучил все партии уехавшего в Вильнюс Шаталина. Это оказалось не самым сложным делом, поскольку оставалась запись концерта, программа которого впоследствии целиком вошла в альбом «Энергия».